Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса тхэквондистов 10-14 лет на основе обучения логическому обоснованию своих защитных действий

Авторы:

Комлев Р.В. (1,*), Кузнецова З.М. (2)

1 Спортивная школа Олимпийского резерва «КЭМПО» г. Набережные Челны, Россия Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*; 2 Набережночелнинский филиал УВО «Университет управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0002-5558-474X, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Проблема заключается в том, что, несмотря на осознание важности развития у тхэквондистов умения логически обосновывать свои действия и их системы в поединке, специализированных исследований, посвященных развитию этого умения у тхэквондистов 10–14 лет, не проводилось. Наличие данной проблемы указывает на необходимость внедрения в тренировочный и соревновательный процессы тхэквондо подходов, ориентированных на совершенствование логики действий и специальное обучение ей тхэквондистов 10-14 лет. Это в полной мере относится к защитным действиям и к подготовке к контратакующим действиям. Сбалансированное сочетание «автоматизмов» и логически обоснованных действий позволяет избежать их стереотипности, что затрудняет предвидение противником действий спортсмена. При этом необходимо учитывать взаимосвязь логических построений и индивидуальных психологических особенностей, таких как темперамент, склонность к риску, тревожность, уровень развития сложных реакций. Вышесказанное подчеркивает актуальность выбранного направления исследования. Цель исследования: повышение эффективности тренировочного процесса 10-14-летних тхэквондистов посредством обучения логическому обоснованию их защитных действий. Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами были применены методы, надёжность которых доказана их широким использованием в научных целях: анализ и обобщение специальной и научно методической литературы; анкетирование; интервьюирование; беседы; тестирование (реакциометрия, психологическое тестирование); видеосъемка и анализ её материалов; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Научная новизна. Установлена взаимосвязь темперамента, склонности к риску, тревожности, быстроты сложной реакции с индивидуальными особенностями техники и тактики юных тхэквондистов. Обоснована необходимость улучшения теоретической и психологической подготовки тхэквондистов в учебно-тренировочных группах, что способствует формированию логических компонентов их защитных действий. Разработана экспериментальная программа для юных тхэквондистов 1-го года обучения в учебно-тренировочных группах, особенность которой - повышенное внимание к развитию умений логически обеспечивать защитные действия. Выявлена положительная динамика технико-тактической подготовленности юных тхэквондистов в связи с применением экспериментальной программы. Полученные результаты дополняют теорию и методику тхэквондо, позволяют по-новому взглянуть на систему формирования логических компонентов в тхэквондо. Практическая значимость. Разработана, предложена, апробирована и внедрена в практику работы с юными тхэквондистами МБУ ДО «СШОР «КЭМПО» и «Центр спортивно-патриотического развития» г. Москва, а также в Воронежской федерации тхэквондо программа, позволяющая формировать у занимающихся логические компоненты защитных действий, повышая их спортивную подготовленность. Программу можно адаптировать и к другим контингентам тхэквондистов. Заключение. Полученные результаты исследования показали важность логических компонентов защитных действий и позволили более полно представить круг эффективных приемов подготовки спортивного резерва в тхэквондо ВТФ, дополняя теорию и методику спортивной тренировки тхэквондистов младшей и старшей возрастных групп разного уровня подготовленности.

Ключевые слова:

логическое обоснование, логическое действие, тхэквондисты.

Скачать полный текст статьи