Критерии необходимости применения упражнений на координацию избирательной направленности для подготовки спортсменов единоборцев
Авторы:
Сущенко Г.В.*, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0009-0009-1456-939X, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
По результатам анкетного опроса тренеров-преподавателей обосновываются критерии необходимости использования координационных упражнений избирательной направленности в тренировочном процессе спортсменов-единоборцев из числа студентов. Полученные данные свидетельствуют о необходимости включения подобных упражнений в комбинированные задания для повышения психофизического потенциала занимающихся. По результатам опроса выделяется роль психомоторных функций в развитии способностей и навыков, которые требуются в спортивной, образовательной и профессиональной среде. Материалы. Полученные результаты опроса обосновывают необходимость интеграции координационных тренировок избирательной направленности для раскрытия психофизического потенциала студентов, занимающихся спортивными единоборствами. Методы исследования. С целью обоснования критериев необходимости использования координационных упражнений избирательной направленности в подготовке спортсменов-единоборцев из числа студентов было проведено анкетирование 74 тренеров-преподавателей 4-х университетов г. Санкт Петербурга, ведущих занятия по специализации «Единоборства» в спортивных секциях на кафедрах физического воспитания и спорта. Результаты. Согласно полученным результатам 91% респондентов считают крайне важным использование координационных тренировок для развития психофизического потенциала спортсменов-единоборцев. Кроме этого, 81% респондентов утверждают, что внедрение координационных тренировок должно быть обязательным на 1 и 2 курсах обучения в вузе. Большинство опрошенных акцентируют свое мнение на идее конкретизации координационных навыков и способностей для планирования тренировочных циклов. При этом, наибольшее внимание респонденты сосредотачивают на совершенствовании координации двигательных действий (97%) и пространственно-временной точности сенсорной саморегуляции (92%). Заключение. Необходимость применения координационных упражнений избирательной направленности в подготовке спортсменов-единоборцев из числа студентов подтверждается проведённым анкетированием. Для эффективного развития психофизического потенциала спортсменов нагрузка на занятиях должна задаваться с учетом принципов постепенности и индивидуализации, а регулярное тестирование и изменение тренировочных программ для каждого студента позволят развить требуемые навыки и способности нужные для спортивной, учебной и профессиональной среды. Научная новизна. Спортивные занятия организованы с учётом образовательных и профессиональных задач, интегрируя когнитивные и координационные упражнения. Такие тренировки способствуют не только улучшению спортивного результата, но и поддерживают развитие профессиональных навыков, которые потребуются в будущей профессиональной деятельности студентов. Практическая значимость. Тренировки, которые фокусируются на развитии когнитивных и координационных способностей с помощью координационных упражнений избирательной направленности, позволяют освоить гораздо больше вариаций двигательных действий. Совмещение отработки техник в единоборствах с упражнениями на развитие чувства баланса и сложной координации улучшает способность применения приёмов в различных нестандартных ситуациях. Такой подход становится как инструментом для обогащения технического арсенала движений обучающихся, так и важнейшим элементов для совершенствования навыка адаптации различным тактическим условиям на соревнованиях по единоборствам.
Ключевые слова:
когнитивные и координационные способности, психофизический потенциал, единоборства, студенты-спортсмены, образовательная интеграция, нейронная адаптация, развитие академических навыков