Влияние соревновательно - игровой методики на темпы освоения навыков плавания у младших школьников

Авторы:

Федорова Е.Ю. (1,*), Гриднева Е.В. (2), Кудрявев П.А. (2), 1 Московский городской педагогический университет г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-6992-4282, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*; 2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Москва, Россия ORCID: 0009-0001-1096-8248, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ORCID: 0009-0003-0034-6650, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Исследование посвящено влиянию соревновательно-игрового подхода на обучение младших школьников плаванию. Актуальность обусловлена необходимостью повышать безопасность детей в водной среде и совершенствовать методики физического воспитания в условиях ограниченной доступности бассейнов. В работе сравнивается эффективность традиционных и соревновательно-игровых технологий обучения, включающих игровые элементы и соревновательные задания. Эксперимент проведен с учащимися 7–10 лет одной из спортивных школ Москвы. Научная новизна. Впервые исследовано влияние соревновательно-игровой методики на обучение плаванию у школьников. Показано, что данный подход сокращает срок обучения на 10–15% и значительно повышает вовлечённость за счёт позитивного эмоционального фона и усиления внутренней мотивации. Практическая значимость. Разработанный соревновательно-игровой подход представляет собой эффективный инструмент повышения результативности занятий плаванием. Его использование позволит образовательным и спортивным учреждениям оптимизировать процесс подготовки, повысить пропускную способность инфраструктуры и охватить большее количество учащихся. Методы исследования. Эксперимент позволил сравнить традиционную методику обучения плаванию и соревновательно-игровой подход. Эффективность оценивалась по срокам освоения навыков, технике плавания, вовлечённости и эмоциональному состоянию, с использованием t-критерия Стьюдента. Результаты. Применение соревновательно игровой методики показало значительное снижение времени, затраченного на освоение плавательных навыков (на 10–15%) по сравнению с традиционным подходом. Учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали улучшение качества техники плавания, лучшую координацию движений и повышение уверенности в водной среде. Кроме того, позитивный эмоциональный настрой и игровая форма занятий значительно повысили мотивацию детей. Заключение. Соревновательно-игровая методика доказала свою эффективность и рекомендована для широкого применения в образовательной и спортивной практике. Перспективы дальнейших исследований включают изучение её влияния на физическое развитие школьников и возможности сочетания с цифровыми технологиями.

Ключевые слова:

плавание, соревновательно-игровая методика, младшие школьники, эмоциональная вовлеченность.

Скачать полный текст статьи