К вопросу формирования физкультурно-спортивной мотивации обучающихся в условиях взаимодействия школы и вуза

Авторы:

Ерина О.И. (1,*), Ким Т.К. (2)

1 Московский педагогический государственный университет г. Москва, Россия ORCID 0000-0002-6773-7870, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*; 2 Российский университет спорта, ГЦОЛИФК г. Москва, Россия ORCID 0000-0003-2398-958Х, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В статье представлены результаты реализации программы физкультурно спортивной направленности на основе взаимодействия школы и вуза. Экспериментально обоснованы структурно-функциональная модель и педагогические условия направленного формирования физкультурно-спортивной мотивации школьников. Позитивная динамика показателей сформированности мотивации у участников опытно-экспериментальной работы позволяет сделать заключение об эффективности деятельности в представленном направлении. Научная новизна исследования состоит в разработке и внедрении модели и обосновании педагогических условий формирования физкультурно-спортивной мотивации у школьников на основе взаимодействия школы и вуза. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе учреждений общего, дополнительного и высшего образования учителями физической культуры и тренерами, педагогами в рамках учебной и тренировочной деятельности, а также специалистами высшего образования для организации физкультурно-спортивной работы с обучающимися на основе взаимодействия школ и вуза. Материалы. В статье представлены результаты исследования уровня сформированности физкультурно спортивной мотивации школьников в условиях взаимодействия школы и вуза, а также компоненты модели и педагогические условия их эффективной реализации. Методы исследования. Оценка эффективности разработанной программы и модели взаимодействия школы и вуза, а также условий ее реализации осуществлялась по динамике показателей сформированности физкультурно-спортивной мотивации школьников на основе использования методик: «Мотивации достижения успеха» и «Мотивации к избеганию неудач» (Т. Элерс, 1964), «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас, 1998) с участием 70 школьников в возрасте 12–13 лет. Результаты. Анкетирование и педагогический эксперимент продемонстрировали, что реализация модели и представленных в ней психолого-педагогических условий положительно сказываются на уровне сформированности физкультурно-спортивной мотивации. Исследовательские данные показали прирост уровня сформированности физкультурно спортивной мотивации школьников в условиях взаимодействия школы и вуза на статистически значимом уровне (р≤0,05) у участников опытно-экспериментальной работы, что свидетельствует об эффективности работы в обозначенном направлении. Заключение. Предложенная программа и модель взаимодействия школы и вуза оказали позитивное влияние на процесс формирования мотивации у всех участников опытно экспериментальной работы, была доказана надежность и действенность предложенного подхода. Результаты проведенного исследования актуализируют проблему формирования физкультурно-спортивной мотивации школьников и стимулируют совершенствование работы в обозначенном направлении.

Ключевые слова:

физкультурно-спортивная мотивация, обучающиеся, модель, педагогические условия, взаимодействие, школа, вуз.

Скачать полный текст статьи