Алгоритм обучения биатлонистов стрельбе с выносом точки прицеливания на стрелковом тренажере «SCATT»

Авторы:

Астафьев Н.В. , (доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России»)

Зубрилов Р.А. , (кандидат педагогических наук, заслуженный тренер Украины, Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий» г. Тюмень)

Аннотация:

Педагогические наблюдения показали, что стрельба биатлонистов при ветре способом внесения поправок в прицел приводит к ошибкам в поправках, к потере времени на внесение поправок, смена изготовки изменяет углы вылета, что приводит к неточной стрельбе. Целью исследования явилась разработка алгоритма обучения технике стрельбы биатлонистов при ветре способом «вынос точки прицеливания». Задачей исследования явилось обоснование набора инструкций, описывающих порядок действий по обучению биатлонистов технике стрельбы способом «вынос точки прицеливания» с использованием стрелкового тренажера. Разработанный алгоритм позволит формировать индивидуальные методики обучения биатлонистов с учетом их способностей к обучению. Предлагаемый алгоритм обучения (на стрелковом тренажере) позволит существенно сократить расход патронов на обучение и ускорит освоение биатлонистами техники стрельбы при ветре способом «вынос точки прицеливания» в реальных условиях стрельбища – тренировок и соревнований.

Ключевые слова:

биатлон; стрельба, ветер; обучение; способ «вынос» точки прицеливания; стрелковый тренажер.

DOI: 10.14526/01_1111_24

Скачать полный текст статьи

Педагогическая концепция информатизации туристского образования

Автор:

Бай Т.В. , (кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет)», г. Челябинск)

Аннотация:

В статье представлено теоретическое обоснование педагогической концепции информатизации туристского образования. Приведен обзор существующих подходов к решению данной проблемы. Рассмотрено понятие педагогической концепции, ее составные элементы применительно к теме исследования. Изучена структура информатизации туристского образования и ее составные элементы. Дана характеристика информатизации учебного процесса туристского образования с учетом ориентации студентов на профессиональные компетенции. Методы: анализ философской, методологической, психолого-педагогической, научно-технической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, программ подготовки по информационным и профессиональным дисциплинам; анализ целей, содержания и технологий обучения по информационным и профессиональным дисциплинам на кафедре; наблюдение, статистический метод. Материалы. В данной статье рассматриваются вопросы информатизации туристского образования на основе теоретически обоснованной педагогической концепции; представлен анализ состояния проблемы информатизации учебного процесса на кафедре, теоретико-методологический анализ научной и учебно-методической литературы в области психологии, педагогики, теории и методики информатизации образования. Проведена проверка актуальности выбранной темы, определение ведущих идей и цели, постановка задач исследования. Результаты. Анализ научной и научно-методической литературы, изучение опыта практической деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры, материалы собственных исследований позволили определить сущность, структура и содержание педагогической концепции информатизации образования; разработаны теоретические основы информатизации учебного процесса на кафедре с позиций инновационного подхода; выявлены предпосылки и тенденции развития целостной информационно-образовательной среды, которые заключаются в социально-экономической и социально-культурной обусловленности, глобализации, индивидуализации, усилении интеграции науки, техники, технологий и образования, активизации использования интерактивных методов и самостоятельной работы студентов в условиях целостной информационно-образовательной среды. Заключение. Таким образом, теоретический и научный анализ проблемы исследования показывает, что одним из важнейших условий повышения эффективности подготовки квалифицированных кадров для индустрии туризма и гостеприимства в условиях информационного общества является системно-дидактическое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе электронных информационно-образовательных технологий.

Ключевые слова:

туризм, компьютерные технологии, информационная среда, технологии удаленного доступа, педагогический процесс.

DOI:10.14526/01_1111_25

Скачать полный текст статьи

Условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности студентов

Авторы:

Едышев Д.В. , (аспирант, ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» г. Ульяновск)

Назаренко А.В. , (доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» г. Ульяновск)

Аннотация:

Многие специалисты убеждены, что основным условием устойчивого социально-экономического развития страны является совершенствование государственной системы образования. В годы политико-экономического переустройства в конце XX, начале XXI века, система образования претерпела существенные изменения, из ее содержания было изъято воспитание, переданное семье. Устранение школы от выполнения воспитательной функции обусловило значительное снижение нравственности, уровня культуры, а также качества учебного процесса. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Теоретическое и. методологическое обоснование значимости повышения эффективности культурно-досуговой деятельности как способа управления формированием личности в соответствии с запросами и требованиями общества. Результаты. В данной статье рассматриваются педагогические условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности будущих педагогов. Разработана методика активизации культурно-досуговой деятельности путем реализации данных условий и проверена ее эффективность в ходе педагогического эксперимента. Реализация данных условий способствует более глубокому осознанию значимости культурно-досуговой деятельности, в процессе которой возникают ситуации, способствующие раскрытию сущности человека, его интересов, потребностей, запросов, способностей. В свободное время, не ограниченное рамками учебной и трудовой деятельности, человек более полно раскрывает свое отношение к внешнему миру, окружающим людям, высказывает собственную позицию по многим вопросам мироздания, общего развития; раскрепощается, высказывает свое мнение по многим позициям. Это позволяет в специально организованных педагогических ситуациях управлять формированием морально-волевых и нравственных качеств, способствовать увеличению потребности в познавательной, творческой деятельности, направленной на самопознание и самореализацию. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что выявление системы специальных педагогических условий существенно повышает эффективность культурно-досуговой деятельности, возможности для формирования личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.

Ключевые слова:

культурно-досуговая деятельность, воспитание, условия, профессиональная компетентность, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_27

Скачать полный текст статьи

Физическая подготовка бойцов армейского рукопашного боя с учетом индивидуального стиля ведения спортивного поединка

Авторы:

Гаранин Е.А. , (преподаватель, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) г. Тюмень)

С.М. Шишкина , (старший преподаватель, Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма г. Набережные Челны)

Аннотация:

Совершенствование процесса технической и тактической подготовки бойцов армейского рукопашного боя имеет прямую зависимость от уровня развития физических качеств. Общая физическая подготовка строится на принципах целенаправленных педагогических воздействий и специальной подготовке. Она ориентирована на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной физической подготовки и достижения высоких результатов в армейском рукопашном бое. Для совершенствования подготовки бойцов необходим контроль физической подготовленности в годичном цикле подготовки бойцов. Материалы. Настоящая работа представляет результаты исследования общей и специальной физической подготовленности бойцов армейского рукопашного боя в рамках реализации экспериментальной методики. Экспериментально обоснована эффективность методики спортивной подготовки бойцов армейского рукопашного боя с учетом индивидуального стиля ведения спортивного поединка. Приставлены результаты анализа изменения показателей общей и специальной физической подготовленности бойцов армейского рукопашного боя в течение исследуемого периода. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, спортивной документации, экспресс-оценка, тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов. Результаты. При анализе динамики показателей общей и специальной физической подготовленности бойцов армейского рукопашного боя отмечены незначительные изменения в контрольной группе и достоверно значимые изменения результатов в ЭГ 1 и ЭГ 2. Достоверные различия произошли в столь важных для бойцов армейского рукопашного боя показателях, характеризующих скоростно-силовые и координационные способности. Реализация экспериментальной методики в течение исследуемого периода способствует повышению всех исследуемых показателей без исключения, это свидетельствует о высокой эффективности предложенной методики. Заключение. Более высокие показатели в ЭГ 1 и ЭГ 2 обусловлены рационализацией тренировочного процесса бойцов армейского рукопашного боя за счет индивидуализации формирующих воздействий на основе стилей ведения спортивного поединка. Это позволило значительно индивидуализировать процесс специальной физической подготовки путем большего сосредоточения внимания на совершенствование ведущих приёмов атакующей направленности, составляющих базу специальной физической подготовки.

Ключевые слова:

общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, армейский рукопашный бой, бойцы, «Киктест».

DOI: 10.14526/01_1111_26

Скачать полный текст статьи

Моделирование управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогического вуза

Авторы:

Едышев Д.В. , (аспирант, ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» г. Ульяновск)

Аннотация:

Педагогическая деятельность является сложной, многопараметрической сферой, направленной на решение разнообразных задач обучения, воспитания и развития личности. Важный аспект педагогической науки – культурно-досуговый, по мнению многих специалистов – один из значимых разделов педагогики, располагающих значительными возможностями для самопознания, саморазвития, самосовершенствования, выявления латентных возможностей, способностей, задатков, интересов, потребностей, что имеет большое значение для повышения уровня духовного и нравственного формирования личности. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Большая значимость культурно-досуговой деятельности заключается в повышении уровня общей и профессиональной культуры будущих педагогов, становления их компетентности. Культурно-досуговая деятельность предоставляет широкие возможности для мониторинга поступков, действий занимающихся, особенностей их поведения, что позволяет лучше понять характер человека, выявить наиболее эффективные способы воздействия с целью формирования личности. Это указывает на важное место рассматриваемого вида педагогической деятельности среди других научных и учебных дисциплин. Результаты. В данной статье представлена разработанная автором модель управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогических вузов, применение которой при проведении педагогического эксперимента показало свою эффективность. Модель обеспечивает целостное представление о сущности культурно-досуговой деятельности, ее направленности, специфических признаках, функциях и других ее структурных компонентах. Методика управления культурно-досуговой деятельностью имеет индивидуальную направленность и опирается на средства, методы, способствующие саморазвитию, самосовершенствованию индивида. Выявлены оптимальные условия для успешной реализации культурно-досуговой деятельности. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о перспективности предложенного автором подхода к изучению культурно-досуговой деятельности, эффективности применения разработанной модели и возможности управления данным видом деятельности студентов педагогического вуза – будущих педагогов.

Ключевые слова:

культурно-досуговая деятельность, формы, профессиональная компетентность, формирование личности, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_28

Скачать полный текст статьи