Оценка сформированности нравственных основ личности спортсменов 13-15 лет

Авторы:

Ерина Ю.И., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, ORCID 0000-0001-5780-9028, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ким Т.К., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, ORCID 0000-0003-2398-958Х, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Российский университет спорта, ГЦОЛИФК г. Москва, Россия

Ерина Ю.И., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, ORCID 0000-0002-6308-5211, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Обострение геополитической ситуации, состояние экономики, кризис международных отношений в той или иной мере затронули все сферы жизнедеятельности человека, включая гуманитарную. Глобальные вызовы современности и противоречия, усиливающиеся информационные войны привели к противостоянию в мировоззренческой сфере, нарастанию ценностных разногласий, утрате моральных принципов, что особенно негативно сказывается на подрастающих контингентах, поскольку формирует сомнительные, чуждые нашей ментальности западные ценности и приводит к нравственной дезориентации общества. В этой связи усиленного внимания требуют вопросы духовнонравственного и патриотического воспитания детей и подростков. Известно, что задача формирования нравственных основ личности, ее духовности выступает неотъемлемым компонентом образовательного процесса учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования, в рамках которых педагоги призваны обеспечить готовность молодежи к выполнению своего гражданского долга, проявлению нравственных качеств и патриотизма. Активизация деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся возлагается прежде всего на образовательные учреждения и семью, призванные воспитать личность, которая будет осознавать всю ответственность за настоящее и будущее своей страны, проявлять высокую нравственность и духовность не только в профессиональной сфере, но и в рамках повседневной жизнедеятельности. Научная новизна исследования состоит в разработке и внедрении в учебнотренировочный процесс спортсменов 13-15 лет программы духовно-нравственного воспитания. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе учреждений общего и дополнительного образования спортивной направленности тренерами по видам спорта, учителями физической культуры в рамках учебной и тренировочной деятельности, а также специалистами, разрабатывающими проблему духовно-нравственного воспитания юных спортсменов. Материалы. В статье представлена оценка уровня сформированности духовно-нравственных качеств у юных спортсменов. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, опросные методы и тестирование; методы математической статистики, описательная статистика результатов анкетирования 50 юных спортсменов 13- 15 лет – представителей различных игровых видов спорта. Результаты. Анкетирование и педагогическое тестирование юных спортсменов продемонстрировали, что исходный уровень сформированности нравственных основ личности не обладает должной выраженностью, что свидетельствует о недостаточном внимании со стороны тренера к вопросам духовно-нравственного воспитания юных спортсменов. С учетом этого была разработана программа духовно-нравственного воспитания юных спортсменов. Результаты исследования показали, что внедрение экспериментальной программы способствовало приросту уровня сформированности нравственных качеств у юных спортсменов 13-15 лет на статистически значимом уровне в экспериментальной группе (p<0,05) в отличие от их сверстников из контрольной группы, что говорит об эффективности проводимой работы в обозначенном направлении. Заключение. Результаты проведенного исследования актуализируют проблему формирования нравственных основ личности спортсменов в рамках тренировочной и соревновательной деятельности и стимулируют совершенствование работы в обозначенном направлении, в том числе на основе разработки и научного обоснования соответствующих программ, методик, организационных форм с использованием незаурядных факторов физической культуры и спорта.

Ключевые слова:

духовно-нравственное воспитание, юные спортсмены, образовательные организации, программа.

DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-9-16.

Скачать полный текст статьи