Социально-психологические факторы, влияющие на сплоченность коллектива учебных групп курсантов на занятиях физической подготовкой

Авторы:

Еганов А.В., Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия, ORCID:0101-0102-6060-5381, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Цветков С.В., Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в г. Челябинске, г. Челябинск, Россия, ORCID 0000-0003-0130-0489, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Коллектив курсантов военных вузов представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию в ходе совместной деятельности. Решение проблемы сплоченности коллектива является наиболее значимым в условиях мирного и военного времени. Научная новизна исследования состоит в выделении трех социально-психологических факторов: личностных качеств, социальной среды и результативных, влияющих на сплоченность коллектива учебных групп курсантов. Практическая значимость заключается в определении направленности педагогических воздействий, способствующих повышению результативных факторов сплоченного коллектива курсантов: психологического климата, общественной, политической активности; успешности в совместной деятельности; успеваемости в учебе; профессиональных и специальных знаний. Цель исследования: изучить социально-психологические факторы, влияющие на сплоченность коллектива курсантов. Материалы и методы исследования. В первичном исследовании принимали участие курсанты военных вузов. Была проведена диагностика по тесту самооценки сплоченности групп по десятибалльной шкале. Диагностированы 142 курсанта 1-5-го курсов со спортивной квалификацией в пределах III спортивного разряда. Расчеты межгрупповых различий с крайними проявлениями сплочённости коллектива проводились по t-критерию Стьюдента для независимых выборок. Результат. В работе да-но определение понятия «социально-психологическая сплочённость коллектива курсантов». Факторы социально-психологической сплочённости коллектива курсантов классифицированы на три группы: личностные качества; факторы социальной среды, влияющие на сплоченность коллектива курсантов; результативные факторы. Заключение. К личностным качествам, направленным на создание сплоченности коллектива учебных групп курсантов следует отнести: дружелюбие взаимоотношений; общительность; инициативность работы в делах коллектива курсантов; наличие среди окружающих друзей и знакомых; чувство коллективизма; взаимную поддержку в социальной среде; самостоятельность в жизненных ситуациях. Факторы социальной среды, влияющие на сплоченность коллектива, включают: удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе, адаптацию в социальной группе, психологический климат. К результативным факторам сплоченного коллектива относятся: высокие значения интегрального показателя психологического климата; общественно-политическая активность; успешность в совместной деятельности; успеваемость в учебе; профессиональные и специальные знания.

Ключевые слова:

психологические факторы, социальные факторы, сплоченность, группа, коллектив, студент, курсант, военный вуз, спорт.

DOI: 10.14526/2070- 4798-2023-18-2-131-137.

Скачать полный текст статьи