Значимость музыкально-ритмического компонента в формировании артистизма в спортивной аэробике

Авторы:

Касаткина Н.А., Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия, ORCID: 0000-0002-6437-6985, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тимошина И.Н., Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия, ORCID: 000- 0003-4223-1344, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Костюнина Л.И., Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия, ORCID: 0000-0003-1551-6838, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В данной статье рассматриваются методические аспекты повышения артистизма соревновательных выступлений в спортивной аэробике на основе повышения эффективности музыкально-ритмической подготовки. Научная новизна исследования. Авторами уточнены место и значение музыкально-ритмического компонента в структуре артистизма соревновательного упражнения в спортивной аэробике в соответствии с изменениями в правилах соревнований на олимпийский цикл 2022-2024гг.; обоснованы педагогические условия, отобран комплекс средств и методов музыкально-ритмической подготовки гимнасток 10-11 лет. Методы исследования: анализ научной и научнометодической литературы; педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, метод экспертных оценок, статистическая обработка эмпирических данных. Практическая значимость. Повышение артистизма выступлений в спортивной аэробике связано с обоснованным выбором средств и методов музыкально-ритмической подготовки. Использование разработанных авторами блоков упражнений, специальных заданий в тренировочном процессе юных гимнасток на этапе начальной спортивной специализации позволит повысить уровень музыкально-ритмической подготовленности и соревновательную результативность. Результаты. Артистизм в художественноэстетических видах спорта является многосоставным понятием. Изучение проблемы исследования указывает на то, что уровень проявления артистизма в спортивной аэробике зависит, в большей мере, от музыкально-ритмической составляющей соревновательного упражнения. Требования к ряду параметров артистизма выступлений спортсменов на соревновательном подиуме и их оценивания с учетом обновленных правил на текущий Олимпийский цикл 2022 -2024 гг. требуют научно-методического обоснования средств и методов музыкально-двигательной подготовки, начиная с этапа начальной спортивной специализации. В ходе исследования доказана эффективность методики повышения музыкально-ритмической подготовленности гимнасток 10-11 лет на основе рационального сочетания средств специальной хореографии для развития ритмичности и музыкальности, формирования музыкально-двигательной культуры. Заключение. Повышение артистизма в спортивной аэробике является длительным, сложным, творческим процессом, связанным с воспитанием двигательной и музыкальной культуры, улучшением хореографической подготовки, повышением исполнительского мастерства, и, постоянным поиском новых форм, средств и методов музыкально-ритмической подготовки. Музыкально-ритмический компонент тесно связан с большинством критериев оценки артистизма соревновательного выступления. Важными составляющими артистизма являются: музыка, с ее соответствующей структурой и композицией, и музыкальность как способность исполнителя интерпретировать музыку через средства двигательной и эмоциональной выразительности. Артистизм в спортивной аэробике является предметом оценивания судей и оказывает значительное влияние на целостную результативность соревновательной деятельности спортсменок. Музыкально-ритмическая подготовка гимнасток 10-11 лет связана с развитием ритмичности и музыкальности, с формированием музыкальной и двигательной культуры, воспитанием музыкального вкуса. Целесообразно использование специальных хореографических и музыкальных средств с учетом специфики вида спорта, музыкальных стилистических и фонетических предпочтений гимнасток, а также выполнение заданий в игровых формах и в виде творческих заданий, способствующих активизации креативного мышления. Реализация выявленных педагогических условий в тренировочном процессе юных гимнасток обеспечивает эффективность организации музыкально-ритмической подготовки. Музыкально-ритмическую подготовку необходимо рассматривать как относительно самостоятельный раздел целостной технико-артистической подготовки в спортивной аэробике, способствующий повышению артистизма выступлений.

Ключевые слова:

спортивная аэробика, гимнастки, артистизм, музыкально-ритмическая подготовка, музыкально-двигательная культура, музыкальность и ритмичность.

Скачать полный текст статьи