Сравнительный анализ физического воспитания школьников 12-15 лет в России и Республике Алжир по содержанию программных средств физической культуры

Авторы:

Меруан Зохеир, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Родичкин П.В., Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0000-0003-1181-3800, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пугачев И.Ю., Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, ORCID: 0000-0003-3849-2322, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Сформулирована проблема, с одной стороны, программы обучения по физической культуре России и Алжирской Республики сегодня насыщены практически одинаковыми элементами содержания; с другой стороны, степень функционирования этих элементов разнится. Материалы и методы исследования: в процессе работы применялись методы логической обработки информации и синтеза информационных, статистических и научных источников по теме исследования, педагогическое наблюдение, аналитическое прогнозирование. На основе предварительного тщательного изучения базового содержания программ физической культуры школьников 12–15 лет России и Алжирской Республики, регламентированных правовым полем руководящих документов и составляющих контент основной части программы, нами непосредственно в естественных условиях школьной среды в течение 4-х недель изучалась 4-х модульная реализация учебных занятий с учетом вариативной части программы, применительно к условиям материальной базы, традициями и специализацией педагогов. Результаты. Установлено, что обе программы имеют ориентир на здравоохранение, воспитательную и образовательную направленность. В то же время в России более совершенная система физического воспитания с характерной тренирующей функцией, учитывающей при благоприятных условиях развития подростка полноценный его путь от азов движений до уровня спорта высших достижений. Заключение. Программа Алжира рассматривает физическое воспитание, преимущественно как средство рекреации, развлечения и релаксации. Предполагается целесообразность усиления функций тренирующей направленности. Научная новизна: синтезированы контенты типовых программ по физической культуры двух государств; выделены три основных кластера-инструментария, по которым квалиметрически можно их сопоставлять, а именно: общая характеристика учебного предмета; ценностные ориентиры; принципы и особенности содержания. Практическая значимость: результаты исследований вызывают необходимость разработки перспективной модели инновационной проектной программы по физической культуре обучающихся путем поддержки гранта со стороны Республики Алжир.

Ключевые слова:

физическая культура, физическое воспитание, школьники, образовательная программа, содержание, структура, функции, направленность, дидактический принцип, сопоставление.

Скачать полный текст статьи