Характеристика функциональных резервов организма студентов транспортного вуза с учетом сердечного ритма до и после физической нагрузки

Авторы:

Веселкина Т.Е., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт -Петербург, Россия, ORCID: 0000-0003-1145-5855, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оборин А.В., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт -Петербург, Россия, ORCID: 0000-0003-3107-5227, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кононов С.В., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт -Петербург, Россия, ORCID: 0000-0001-8083-4424, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Карманова Н.В. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт -Петербург, Россия, ORCID: 0009-0008-1010-5654, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы функционирования организма студентов в процессе активной физкультурно-спортивной деятельности. Влияние различной двигательной активности на резервные и адаптационные возможности организма студентов, это актуализируется необходимостью обоснования воздействий различной физической нагрузки. Цель исследования: провести сравнительный анализ функциональных резервов организма студентов на основе регистрации сердечного ритма в покое, до и после физической нагрузки. Материалы и методы исследования: исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», города Санкт – Петербурга. В исследовании принимали участие студенты вуза 1 курса, занимающиеся спортом и не занимающиеся дополнительной физкультурно-спортивной деятельностью. Проведено выявление уровня и объема двигательной активности студентов 1 курса (10 человек занимаются циклическим видами спорта, 10 человек занимаются скоростно-силовыми видами спорта, 10 человек только посещают занятия по физической культуре). Для контроля сердечного ритма использованы часы POLOR. Регистрация сердечного ритма студенты осуществляли в покое после сна в течение 60 сек. В понедельник после отдыха проводили исследования реакции сердечного ритма студентов на физическую нагрузку, аэробной и анаэробной направленности (умеренная и большая нагрузка). Физическую нагрузку умеренной и большой мощности задавали на велоэргометре «КЕТЛЕР». Новизна работы заключается в исследовании проявления функциональных резервов организма студентов с учетом их сердечного ритма до и после физической нагрузки, что позволяет обосновать тренировочные воздействия. Практическая значимость работы заключается в повышение эффективности физической подготовки студентов, обеспечиваемой учетом функциональных резервов организма. Результаты. Выявлено, что большую часть объёма двигательной активности студентов, занимающихся избранными видами спорта, составляет тренировочные занятия в объёме 42 часа. У студентов 3-ей группы двигательная активность проявилась в меньшей степени. Отмечено, что функциональные резервы организма студентов, принимающие участие в долговременной адаптации к физическим нагрузкам, увеличиваются ростом резервного уровня и снижением исходного уровня показателей частоты сердечных сокращений и ускорением восстановительных процессов. Следовательно, систематические тренировки в избранном виде спорта значительно повышают функциональные резервы организма студентов, что влияет на их физическое здоровье. Заключение. Сопоставление полученных результатов студентов с учетом их двигательной активности позволило определить, что наблюдаются достоверно значимые различия. Выявлено высокие значения PWC170, МПК у студентов, занимающиеся спортом, что свидетельствует о необходимости повышения двигательной активности всех студентов транспортного вуза. Реализация физических нагрузок умеренной и большой мощности значительно повышают функциональные резвы организма студентов, что требует расширения функциональных нагрузок с использованием дополнительных тренировочных воздействий.

Ключевые слова:

студенты, вуз, функциональные резервы, физическая нагрузка, частота сердечных сокращений, двигательная активность.

Скачать полный текст статьи