Интеграция физической культуры и экологии как условие повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического мировоззрения у учащихся старших классов
Авторы:
Назаренко Александр Владимирович , (доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. )
Астраханцева Ирина Владимировна , (кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Короткова Марина Васильевна , (кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Аннотация:
Нерациональное использование природных ресурсов, потребительское отношение к среде обитания являются главными причинами, препятствующими устойчивому социальному и экономическому развитию страны. Выход из создавшегося положения состоит в разработке единой государственной системы экологического образования населения, на что указывается в ряде важнейших законов Российской Федерации, Указах Президента РФ и других документах. Материалы. Результаты научных исследований специалистов по экологии свидетельствуют о том, что формирование экологического мировоззрения, природозащитного отношения к среде обитания может успешно осуществляться только при взаимодействии с внешним миром. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового опыта специалистов-экологов, тренеров, киносъемка, педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных данных. Результаты. В данной статье предлагается новый подход к организации экологического образования и воспитания старших школьников путем интеграции учебных предметов: физической культуры и экологии. Это позволяет, наряду с решением задач укрепления здоровья учащихся десятых и одиннадцатых классов, повышения показателей физической подготовленности, воспитания прикладных навыков взаимодействия с природой, формировать экологическое мировоззрение – главное условие смены потребительского отношения к среде обитания на природозащитное. Заключение. Интеграция физической культуры и экологии возможна посредством организации и проведения экскурсий, туристических походов и экспедиций экологической направленности. Учитель физической культуры определяет объем и характер мышечной нагрузки, способы ее регулирования, контроль функционального и психоэмоционального состояния. Преподаватель экологии разрабатывает тематику данных форм занятий; знакомит с особенностями флоры и фауны своего региона, состоянием окружающей природы, параметрами среды обитания: воды, воздуха, продуктов питания и др., воздействующих на духовно-нравственное и физическое здоровье человека; раскрывает причины критического состояния природы на примере деятельности промышленных предприятий, сбрасывающих отходы производства в водоемы и на плодородные земли. Использование экскурсий, походов, экспедиций увеличивает объем двигательной активности, способствует улучшению здоровья и повышению уровня физической подготовленности, а также формированию экологического мировоззрения.
Ключевые слова:
интеграция физической культуры и экологии, педагогический эксперимент, методика.
DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-3-166-174