Научно-теоретические основы приобретения знаний с использованием тренажёрных устройств на занятиях физической культурой
Авторы:
Л.А. Зеленин , (доктор педагогических наук, профессор,, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990)
А.Н. Леготкин , (кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990)
Аннотация:
Статья рассматривает теоретическую подготовку с внедрением в учебный процесс физических упражнений, выполняемых на тренажерных устройствах и аппаратах. Теоретическая подготовка даёт необходимые научные знания об использовании технических средств для правильного выполнения физических упражнений на них, позволяет подобрать соответствующие упражнения, методику их применения, дозировку и нагрузку, а также формировать умения и навыки по использованию тренажёрных средств физической культуры для улучшения здоровья занимающихся. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы, метод нетрадиционного обучения на тренажёрных устройствах, общепедагогические методы воздействия, метод сопряжённого воздействия и метод круговой тренировки. Материалы. С помощью научно-методической и специальной литературы приобретались необходимые теоретические и методические знания, выполнение физических упражнений с помощью технических средств позволяет активно формировать умения и навыки самостоятельного мышления, развивать способности к самоконтролю и самоанализу своего организма и своей деятельности. Результаты. В педагогическом процессе технические средства позволяют рассматривать учебно-тренировочный процесс как единое целое, органически связанное единство элементов в способности расширять круг средств, подходов, приёмов и методов технической, физической, тактической, психологической, теоретической, интеллектуальной и других видов подготовки. Занятия силовым тренингом на тренажерных устройствах (искусственных условиях среды) психологически настраивают на рациональное, правильное выполнение и высокую скорость переработки информации и ответных реакций программирования в выполнении техники двигательных действий в сопряжённом развитии кондиционных качеств. Технические средства представляют сбой элементы новизны, стимулирующие возможность развития силовых способностей, активизируют мыслительную деятельность занимающихся, улучшают эмоциональное состояние, а постановка проблемных заданий по осуществлению техники двигательных действий представляет собой организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Заключение. Научно-теоретические знания, приобретённые на занятиях с использованием тренажёрных устройств и технических средств, дают студентам возможность самостоятельно выполнять физические упражнения с правильной методикой, соответствующей нагрузкой, определёнными подходами и необходимыми приёмами, активно способствуют развитию силы, скоростно-силовой, силовой выносливости, координации движений, в частности, улучшают равновесие, подвижность, гибкость и выносливость. Занятия физической культурой на тренажерных устройствах позволяют сократить время, затрачиваемое на освоение управляющих движений, разучивание типичных для конкретного занятия двигательных качеств и способностей; способствуют формированию умений и навыков контроля и самоконтроля в предупреждении и коррекции ошибок.
Ключевые слова:
технические средства (антропотехника), оздоровление с помощью технических средств, основы приобретения знаний, физические (кондиционные) качества, мотивация занятий на тренажёрах.
DOI: 10.14526/01_2017_182