Теоретическое и экспериментальное обоснование парадигмы совершенствования экологического образования студентов педагогического вуза

Авторы:

И.В. Астраханцева , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

В научной и научно-методической литературе представлены различные подходы к совершенствованию системы экологического образования: традиционный, направленный на формирование теоретических знаний, ценностных экологических ориентаций и экологического поведения; деятельностно-ориентированный подход, способствующий приобретению знаний и практического опыта экологической деятельности в ходе реализации научно-исследовательских задач; психолого-педагогический подход, ориентированный на реализацию принципов сохранения природных объектов как экологических ценностей; подход, обеспечивающий экологическую психологию развития при активном взаимодействии с природой. Однако каждый из предложенных подходов раскрывает лишь один из аспектов экологического образования, что не позволяет в должной мере обеспечить его эффективность. Материалы. В данной статье предлагается идея проведения учебных занятий на природных объектах, выбор которых определяется конкретной темой и задачами. В основе предложенного направления заложена идея обеспечения непосредственного взаимодействия студентов с окружающей природой. Методы исследования: Анализ научной и научно-методической литературы, лекции-дискуссии, экскурсии, ролевые игры, обобщение передового педагогического опыта специалистов в сфере практической природоохранной деятельности, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Студент, находясь на различных природных объектах, имеет возможность для сопоставления их параметров, выявления причин их разрушения, возможности восстановления, установления значимости данного природного объекта. Процесс взаимодействия со средой обитания создает условия для проведения занятий, в ходе которых студент имеет возможность более свободно формулировать и выяснять интересующие вопросы, вступая в полемику с преподавателем, отстаивать свою точку зрения, пользуясь фактами и научными доказательствами. Заключение. Предложенный подход существенно расширяет познавательную и интеллектуальную сферу будущего педагога, позволяет лучше понять положение о единстве человека с природой и личной ответственности за ее состояние.

Ключевые слова:

профессиональная подготовленность, будущие педагоги, природоохранительная деятельность, критерии оценки, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_2017_187

Скачать полный текст статьи