Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культурой при формировании физкультурно - спортивной компетенции саморазвития
Авторы:
А.А. Оплетин , (кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национально исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990)
Аннотация:
Активная физическая деятельность имеет очень важное значение для психических процессов человека. Таким образом, занятия физической культурой уже сами по себе в определённой мере решают психогигиенические задачи. Считается необходимым охарактеризовать и уточнить степень проявления тревоги, депрессии у студентов, для этого требовалось обратиться к методикам изучения психических состояний. В исследовании речь идёт о таком психическом состоянии, как тревога, депрессия. У студентов вуза предельно высокий уровень проявления тревоги и депрессии. Естественно, для решения задач по саморазвитию необходимо выяснить характер проявления данных состояний, чтобы получить возможность нормализации психики в процессе обучения, предоставив для саморазвития личности благоприятные условия. В аспекте исследования обращение к психическим состояниям не случайно. Формирование мотивации саморазвития компетенции напрямую связано с психической устойчивостью личности. Проблема вузовской психогигиены имеет свои особенности. Она состоит в том, что необходимо учитывать не только возраст студентов, специфику учебного процесса, но и постоянно заботиться о психическом здоровье обучающихся, ликвидации дискомфорта, чрезмерной тревожности, рождающей неуверенность, а, порой и страх, о создании здорового, оптимистического психического настроя студентов. Материал. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня тревожности, депрессии, астении, которые необходимо учитывать при формировании физкультурно-спортивной компетенции саморазвития во время занятий физической культурой. Это напрямую связано с проблемой вузовской психогигиены, которая имеет свои особенности. Методы исследования: метод определения свойств личности по Р. Кэттеллу (F-16, форма «С»), выявление состояния тревожности и депрессии по методу Л.М. Фридман, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович (1988). Результат. Проведенное исследование, целью которого было выявление состояния тревожности и депрессии зафиксировало проявление общей тревожности у довольно большой части студентов, у части студентов тревожность выражена как пограничное состояние. На основании полученных данных нами было высказано предположение, что эмоциональное неблагополучие студентов вуза может быть обусловлено резкой сменой характера образовательной деятельности при переходе из школы в вуз. В этой связи было проведено исследование на предмет проявления тревоги у студентов трёх курсов вуза. Был определен комплекс методов, позволяющих измерить те стороны личности, которые обозначены нами как необходимые и важные для приобщения студентов к саморазвитию средствами физической культуры. Анализ показал незначительную положительную динамику показателей тревожности и депрессии. Данные эмоционального неблагополучия, засвидетельствованные у студентов вуза, подтверждаются и данными, полученными по методу САН. Анализ данных позволил прийти к выводу, что эмоциональное неблагополучие не может объясниться только изменением характера образовательной деятельности. Положительная динамика его проявления не засвидетельствована на протяжении всех трёх курсов обучения. В современных условиях образовательного процесса необходим поиск новых систем, технологий, подходов к решению задач ФК, ФВ, С, а это возможно при условии модернизации процесса образования в области ФК. С этой целью нами составлена программа саморазвития по формированию физкультурно-спортивных компетенций студентов. Заключение. В современных условиях образовательного процесса необходим поиск новых систем, технологий, подходов к решению задач ФК, ФВ, С, а это возможно при условии модернизации процесса образования в области ФК. Саморазвитие и формирование физкультурно-спортивной компетенции саморазвития имеют место только тогда, когда деятельность студентов носит личностный смысл, заполнена психолого-педагогическим содержанием и закреплена в практической деятельности, когда будет нормализован психогигиенический аспект на занятиях студентов.
Ключевые слова:
тревожность, депрессия, стресс, личность, компетенция, саморазвитие, физическая культура.
DOI: 10.14526/01_2017_194