Особенности профессиональной направленности личности студента будущего учителя физической культуры

Авторы:

О.В. Лебедева , (кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Россия, 603950)

М.Б. Батюта , (кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Россия, 603950)

Аннотация:

В статье представлен анализ понятий «направленность личности», «профессиональная направленность», «мотивация», «способность к саморазвитию» применительно к системе высшего профессионального образования. Учитывая специфический характер профессиональной деятельности учителя, обоснована необходимость изучения особенностей профессиональной направленности студента-будущего учителя физической культуры в инновационном пространстве педагогического вуза. Исследование затронуло сложную проблему определения доминирующей мотивации в учебно-профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры, ориентированного на систему общего, дополнительного и специального образования; выявления творческого потенциала студентов-будущих педагогов, их способности к саморазвитию в будущей педагогической деятельности. Полученные результаты позволили сделать некоторые выводы, свидетельствующие о недостаточном развитии мотивационной заинтересованности студентов педагогическим трудом. Можно с уверенностью предположить, что без систематической работы по формированию профессиональной направленности будущего педагога уже на этапе вузовского обучения достаточно высокие показатели развития творческого потенциала студентов-будущих педагогов не будут реализованы именно в педагогической деятельности.Материал. В ходе констатирующего эксперимента нами был проведен замер показателей профессиональной направленности студентов (203 человека) Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, обучающихся на физкультурном факультете, в частности особенностей мотивации профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры, а также готовности студентов данного направления подготовки к профессиональному саморазвитию и потребности в нем.Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, эксперимент (констатирующий), количественный и качественный анализ полученных результатов, методы математической статистики. Результаты. Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что традиционный учебно-воспитательный процесс вуза недостаточно нацелен на профессиональное саморазвитие будущего специалиста. Профессиональная направленность, диагностируемая у студентов старших курсов физкультурного факультета, позволила зафиксировать недостаточную мотивационную заинтересованность студентов педагогическим трудом. Мотивация профессиональной деятельности имеет негативную структуру: доминирует внешняя отрицательная мотивации, затем идет внешняя положительная и наименее значимой является внутренняя мотивация. В связи с низким уровнем потребности будущих специалистов в профессиональном саморазвитии можно констатировать, что только немногие из будущих педагогов после завершения обучения будут стремиться к постоянному профессиональному росту и развитию других личностных качеств, приводящих к становлению специалиста-профессионала. Заключение. Все сказанное указывает на необходимость разработки целостной системы формирования профессиональной направленности будущего педагога. Обобщая совокупность выводов о сформированности педагогической направленности у будущих педагогов, мы со всей определённостью пришли к убеждению о необходимости более раннего по сравнению с вузовской ступенью образования вовлечения будущих учителей в атмосферу увлечённости поиском педагогических истин и «открытий для себя» уже на начальной ступени непрерывного педагогического образования – в педагогических классах, гимназиях.

Ключевые слова:

направленность личности, профессиональная направленность, мотивация, способность к саморазвитию, педагогическая деятельность в сфере физической культуры.

DOI: 10.14526/01_1111_113

Скачать полный текст статьи