Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки
Авторы:
Афтимичук О.Е. , (доктор педагогических наук, доцент, Государственный университет физического воспитания и спорта Республики Молдова, г. Кишинёв)
Кузнецова З.М. , (доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, Г.Набережные Челны, Россия)
Аннотация:
Проблема профессиональной подготовки спортсменов и специалистов по физической культуре никогда не теряет своей актуальности. Ритмическая характеристика спортивных движений изучается биомеханикой. Для дидактических кадров по физической культуре категория ритма приобретает особый статус. Здесь наблюдается симбиоз двигательной и речевой деятельностей, что предполагает их подчинение законам ритма: организованность, нормированность, цикличность и периодичность. Для скорейшего усвоения рационального ритма, как двигательного действия, так и речи, необходимо развивать чувство ритма, которое успешно формируется в системе музыкально-двигательных занятий. Материалы. Настоящая работа представляет теоретические и методические разработки проблемы профессионально-педагогической и спортивной подготовки. Обосновано значение ритма в двигательной и речевой деятельностях человека. Представлена ритмоструктура отдельных двигательных действий и методика их формирования средствами музыкально-ритмического воспитания. Методы исследования: аксиоматический метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение, проектирование, моделирование. Результаты. Эффективность осуществления какой-либо деятельности согласуется с усвоением её ритмической структуры. Успешное воспроизведение и двигательной, и речевой деятельностей предполагает наличие чувства ритма, воспитывающееся в системе занятий музыкально-ритмического воспитания. С помощью нотных знаков представлены разработки ритмоструктур ряда двигательных актов, являющихся основой для формирования соревновательных действий/элементов различных видов спорта. Обосновано значение ритма речи в профессиональной подготовке дидактических кадров. Представлена методика его формирования, построенная на системе, предусматривающей воспитание чувства ритма и интегральной координации: движение → движение + речь → речь. Программа формирования умений ритма дидактического общения предполагает три основных уровня выполнения заданий и три уровня их воспроизведения в учебно-практической деятельности студентов. Заключение. На сегодняшний момент исследование феномена ритма в области профессиональной подготовки специалиста по физическому воспитанию и спорту, на наш взгляд, требует дальнейшего изучения. При этом внесение упражнений, включающих определенные элементы двигательных навыков, схожих по ритмоструктуре с профессионально-техническими действиями, в процессы воспитания тренеров-преподавателей и формирования соревновательной техники должно быть неоспоримо.
Ключевые слова:
ритмическая структура, двигательное действие, речь, интегративная координация, музыка.
DOI: 10.14526/01_1111_04