Культуроцентристкая парадигма зрителей на спортивных соревнованиях

Авторы:

В.Н. Зуев , (доктор педагогических наук, профессор, Тюменский государственный университет, г. Тюмень)

П.Г. Смирнов , (кандидат педагогических наук, профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень)

Ю.Н. Юрьев , (кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Организационного управления Олимпийского комитета России, Московская академия физической культуры, г. Москва)

Аннотация:

Для современного населения планеты существуют Олимпийские игры и чемпионаты мира по футболу и другие увлекательные спортивные события. Театральное искусство и спортивные состязания объединяют такие характерные черты, как большой эмоциональный подъем участников и зрителей; наличие серьезных и обязательных правил и законов действия; созидательная и творческая основа 1;5;9;10. Присутствие на спортивных соревнованиях болельщиков является одним из актуальных феноменов общественных процессов. Современные высокие коммуникационные технологии создают эффект виртуального участия для миллионов болельщиков, подтверждая воздействие спорта в эффективном социально-педагогическом воспитании. Спорт, как и любое другое общественное явление, приобретает то или иное содержание, характер, направленность, ценность в зависимости от конкретно-исторических условий, структуры общества, в рамках которого он развивается, от сознательной деятельности людей, которые его организуют и используют в определенных целях2;3;4;6. Таким образом, зрители на спортивных сооружениях испытывают не только яркие и глубокие эмоциональные потрясения, но и подвергаются направленным социально-психологическим воздействиям. Материал. Культуроцентристкая парадигма зрителей на спортивных соревнованиях как одно из направлений социального движения в отрасли. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, моделирование, методы социологических и управленческих исследований. Результаты. В исследовании обосновано формирование модели социальных отношений болельщиков, регулирование неформальных групп зрителей и любителей спорта. Исследования подтвердили, что регулирование социальных отношений болельщиков, реализация менеджмента групповых формирований и обмен информацией, знаниями, ценностями, правилами поведения, нормами по различным сферам общественной жизни формируют интенсивный процесс социализации персоналий-болельщиков. Объединение зрителей по микрогруппам – это способ интеграции жизненных целей молодого поколения, гуманизации и гармонизации бытия личности и общества. Заключение. Распределение болельщиков по характерным признакам, инновационная структуризация зрительской аудитории создают необходимые предпосылки, для проведения дальнейшей практической работы с конкретными микрогруппами, а также проведения в них социологических и управленческих исследований.

Ключевые слова:

болельщики, зрители, зрелище, интеграция, исследование, модель, неформальные группы, парадигма, спортивные соревнования.

DOI: 10.14526/01_1111_05

Скачать полный текст статьи