К вопросу о технологии формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта

Авторы:

Кузнецов С.А. , (кандидат педагогических наук, доцент, НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма», г. Набережные Челны, Россия)

Аннотация:

Анализ научно-методической литературы, проведенная диагностика показали необходимость проведения работы по формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма. Технологическое обеспечение процесса формирования нормативно-правовой культуры реализовывалось на основе принципов: вариативности, системности и интегративности, тождественности, доминантности, осознанной перспективы в профессиональном обучении и регионализации. Процессуально-технологическими составляющими процесса формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта явились: диагностическая, маркетинговая, организационно-процессуальная и мониторинговая. Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, тестирование, анкетный опрос, педагогический эксперимент, математико-статическая обработка данных. Материал. Формирование нормативно-правовых знаний у студентов в процессе изучения дисциплин «Философия», «Правоведение», «Общая экология», «Экономика рекреации и туризма», «Правовые основы социального туризма», «Нормативно- правовая культура специалистов сферы социального туризма». Результаты. Разработан и внедрен в образовательный процесс спецкурс «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма», направленный на обеспечение формирования правового сознания и социально-правовой компетентности на основе ситуационного подхода. Приобретение профессионального опыта решения социально-правовых ситуаций в деятельности специалиста сферы социального туризма происходило в ходе ситуационно-ролевой игры, которую использовали при проведении учебных занятий спецкурса «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма» в качестве ведущей формы. Одним из видов обучающих технологий в процессе нормативно-правовой подготовки являются деловые игры. Используемые нами деловые игры опирались на теоретические знания, ясные представления обучающихся о той области деятельности, которую они имитировали, и являлись логическим продолжением учебного процесса, переходящего в практическую поведенческую заключительную стадию спецкурсы «Рельефно-точечная система азбуки Брайля» и «Жестовая речь», которые направлены на освоение студентами норм и правил поведения и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Заключение. При комплексном использовании современных активных методов обучения, таких как тренинг, семинары, консалтинги, коучинги достигается максимальный эффект раскрытия скрытых адаптивных возможностей студента.

Ключевые слова:

концепция, модель, технологическое обеспечение, базовые правовые умения, профессиональное обучение, компетентность, подготовка специалистов, учебный план, образовательный процесс, правовое сознание.

DOI: 10.14526/01_1111_12

Скачать полный текст статьи