Реализация профессионально-педагогического подхода к формированию экологического мышления у выпускников педагогических вузов

Авторы:

Назаренко А.В. , (кандидат экономических наук, доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова» г. Ульяновск)

Короткова М. В., (кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова» г. Ульяновск)

Аннотация:

Анализ научно-философской и психолого-педагогической литературы показал, что многие выпускники педагогических вузов не владеют информацией об углублении экологического кризиса, поставившего человечество на грань выживания. Сложившаяся ситуация требует организации экологического образования и самообразования в сфере природо- и ресурсопользования, охраны окружающей среды; формирования навыков самостоятельного поиска объективной информации о состоянии природы с целью повышения собственной компетентности и участия в процессе повышения экологической культуры населения. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование студентов, педагогический эксперимент, тестирование, математическая обработка материалов исследования. Материалы. Усвоение системы специальных знаний о взаимовлиянии человека и природы, необходимой для формирования экологического мышления и активной жизненной позиции, способствует принципиальному изменению взглядов будущих учителей на решение экологических проблем и свое личное участие в защите окружающей среды. Результаты. В данной статье выявлены факторы, влияющие на уровень профессионально-педагогической подготовки выпускников педагогических вузов в сфере природо- и ресурсопользования, охраны окружающей среды: информированность о состоянии современного агропромышленного комплекса России, перспективах его дальнейшего развития; понимание основных направлений выхода страны из масштабного экологического кризиса; глубоко обоснованное убеждение в разрушающем воздействии экологически неблагополучной среды обитания на здоровье человека. Результаты педагогического эксперимента показали, что экология располагает широкими возможностями для раскрытия творческих способностей, выхода потенциальной энергии с целью самоактуализации и самореализации. Заключение. Управление процессом самосознания и мотивационной деятельностью выпускников педагогического вуза позволяет более глубоко осознать значимость экологии как интегрирующей научной дисциплины, способствующей становлению экологического мировоззрения и пониманию необходимости смены потребительского отношения к среде обитания на природоохранное и природозащитное.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, будущие педагоги, окружающая среда, самосознание, мотивационная деятельность, спецкурс, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_17

Скачать полный текст статьи