Модель внешкольного воспитания в образовательных учреждениях симбирской губернии на рубеже XIX-XX в.в.

Авторы:

Назаренко О.С. , (аспирант, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова» г. Ульяновск)

Аннотация:

Современная система школьного образования характеризуется значительными изменениями в его организации, содержании и направленности по сравнению с существовавшей организацией внешкольного образования в конце XIX- начале XX в.в., когда государство и общество были заинтересованы в повышении грамотности населения страны, в духовно-нравственном развитии подрастающих поколений. Существовавшие изменения в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности страны обусловили значительную деформацию государственной системы школьного образования и воспитания. В практике деятельности общеобразовательных школ это нашло свое конкретное отражение в значительном снижении качества воспитательного процесса и привело к резкому снижению духовно-нравственного развития детей и подростков. Это свидетельствует о недостаточном внимании общества и государства к воспитанию подрастающих поколений. Методы исследования: анализ архивных документов, обобщение научно-методической литературы, моделирование. Материалы. В процессе моделирования внешкольного воспитания в Симбирской губернии в контексте гуманизации образования на рубеже XIX-XX вв. была изучена система деятельности внешкольных учреждений с направленностью на обеспечение воспитательного процесса как основного условия формирования личности будущих граждан страны. Результаты. С помощью модели были выявлены особенности структуры управления внешкольными учреждениями, задачи и функции каждого субъекта данного процесса. Выявлены разновидности внешкольных учреждений со спецификой их деятельности, типы и формы работы; определены и раскрыты функции внешкольных учреждений; установлены элементы воспитательного пространства, без учета которых невозможно обеспечение эффективности воспитательного воздействия на детей и подростков. Рассмотрены условия повышения эффективности деятельности образовательных учреждений при решении воспитательных задач. Благодаря моделированию воспитательной деятельности внешкольных учреждений появилась возможность целостного восприятия государственной системы внешкольного образования в Симбирской губернии в контексте его гуманизации в рассматриваемый период общественного развития, ее сопоставление с современной системой школьного образования. Заключение. В результате сравнительного анализа деятельности внешкольных учреждений и их направленности на решение задач воспитания подрастающего поколения создались условия для выявления тенденции дальнейшего развития системы школьного образования и воспитания, эффективных форм их деятельности, а также разработки объективных критериев оценки работы не только общей системы образования и воспитания, но и каждого, отдельно взятого школьного и внешкольного учреждения.

Ключевые слова:

образование, внешкольное воспитание, гуманизация, структура управления.

DOI: 10.14526/01_1111_18

Скачать полный текст статьи