Саморазвитие личности студента средствами педагогического аутотренинга на занятиях физической культурой

Авторы:

Оплетин А.А. , (кандидат педагогических наук, доцент,, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), г. Пермь)

Паначев В.Д., (доктор социологических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь)

Аннотация:

В современных условиях развития общества особая роль в подготовке социально и профессионально компетентной, творчески активной, мобильной, способной к саморазвитию на любом жизненном пути, ответственной и толерантной, физически и нравственно здоровой личности принадлежит системе физической культуры, физического воспитания и спорта. С переходом на компетентностную парадигму образования назрела необходимость модернизации в области образования, в том числе в области физической культуры и физического воспитания. Материал. В статье описана авторская педагогическая система воспитания целостной личности, ориентированной на обеспечение единства двигательного и интеллектуального потенциала, физического и духовно-нравственного развития личности на основе внедрения педагогического аутотренинга в учебный процесс вуза на занятиях физической культурой с воздействием на осознаваемую и неосознаваемую сферу психики. Созданная педагогическая система и разработанная на её основе экспериментальная программа используются в учебно-воспитательном процессе академии искусств и культуры для формирования компетенций саморазвития, социально-нравственных качеств личности студентов, создания необходимых предпосылок для формирования собственной модели саморазвития личности и её реализации средствами физической культуры и спорта, нормализации психических состояний тревожности, депрессии. Методы исследования: теоретический анализ научной, учебно-методической литературы, тестирование уровня психических качеств личности: мотивации, внушаемости, тревожности, депрессии, самочувствия, активности, настроения, готовности и способности к саморазвитию, устойчивости нравственного выбора. Результаты. В ходе исследования подтверждена гипотеза, что реализация компетентстного подхода обусловила необходимость поиска путей и способов, отражающих единство и взаимосвязь педагогических систем в воспитании и развитии личности на основе всех сфер психики человека. Представленных во взаимодействии средств и методов убеждения и внушения, что обусловливает формирование личности на основе единства биологического и социального и философской теории целостности личности. Потребовалась модернизация образования в области физической культуры и создание педагогической системы саморазвития личности средствами физической культуры с использованием аутотренинга. Представленные данные можно использовать с целью формирования физкультурно спортивных компетенций и компетенции саморазвития личности средствами физической культуры. Заключение. Представленная система занятий педагогическим аутотренингом способствует управление собой, проявление волевого усилия способствует стабильности личности, а тем самым психическому и физическому здоровью и повышению жизненного тонуса, работоспособности, оптимизма. В процессе занятий педагогическим аутотренингом на занятиях физической культурой создаются психологические установки на формирование компетенции саморазвития, что способствует формированию профессиональной направленности личности студента. В дальнейшем в процессе деятельности психологические установки закрепляются и переводятся в социальные.

Ключевые слова:

Педагогический аутотренинг, личность, творческое саморазвитие, физическая культура, убеждение и внушение, психические состояния, тревожность, депрессия, астения.

DOI: 10.14526/01_1111_19

Скачать полный текст статьи