Необходимость возрождения комплекса ГТО и физическая подготовленность учащихся 7, 8, 9 классов к его выполнению

Авторы:

М.И. Хамитов , (аспирант, Набережночелнинский институт социально педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны)

Аннотация:

В статье рассматривается проблема реализации поэтапного введения комплекса ГТО в России, а также функциональное состояние школьников 7, 8, 9-х классов для его выполнения. Можно утверждать, что комплекс ГТО призван существенно повысить эффективность физического совершенствования подрастающего поколения. Здоровьеформирующий подход может и должен стать одним из базисных методологических направлений в реализации социальных функций возрожденного Всероссийского комплекса ГТО. Материал. Выявление проблем, препятствующих реализации поэтапного введения комплекса ГТО в России, и определение физической подготовленности учащихся 7, 8, 9-х классов в Республике Татарстан к выполнению нормативных требований III и IV ступени нового ВСФК комплекса ГТО. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое анкетирование, принятие нормативных требований нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО у школьников 11-15 лет, методы математической статистики. Результаты. Проведено анкетирование ведущих специалистов в области физической культуры и спорта по вопросу внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Выявлено, что в большинстве образовательных учреждений отсутствуют условия и материально-технические базы. Следующей немаловажной проблемой явилась слабая мотивация у детей и молодежи, отсутствие устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Представлены результаты выполнения нормативных требований на знак отличия учащимися общеобразовательных школ 7, 8, 9-х классов с 1 сентября 2014 г по май 2015 года. По результатам апробирования ВФСК ГТО в общеобразовательных школах Республика Татарстан можно констатировать низкие показатели физической подготовленности учащихся. Об этом свидетельствуют результаты принятых нормативов бега на 60 м – 24,7% учащихся не выполнили нормативные требования, тенденция невыполнения наблюдается в беге на 1500 м – 23,6 %, в прыжке в длину – 15 %, также в плавании, в беге на лыжах и др. Выполнен сравнительный анализ комплекса ГТО СССР и ВФСК ГТО, а именно II ступени «Спортивная смена» подростков 14-15 лет, утвержденного в 1972 году, и 4-й ступени учащихся 13-15 лет, введенного в 2014 году. Заключение. На основе анкетирования и апробирования результатов нового комплекса (ГТО) в общеобразовательных учреждениях города Нижнекамска Республики Татарстан нами выявлено, что справиться с нормативами ВФСК в состоянии только треть мальчиков и девочек. Генезис проблемы обусловлен слабой организацией физкультурно-образовательного процесса школьников, что в итоге привело к потере интереса к двигательной активности, низкому уровню физического развития и слабой физической подготовленности обучающихся. В связи с этим нами решаются задачи поиска средств повышения мотивации и двигательной активности школьников 11-15 лет, позволяющих повысить количество учащихся, выполнивших нормативные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Ключевые слова:

учащиеся общеобразовательных школ, «Готов к труду и обороне», комплекс ГТО, физическая подготовленность, результаты.

DOI: 10.14526/01_1111_23

Скачать полный текст статьи