Влияние занятий гимнастикой на личностные характеристики девочек 7-8 лет

Авторы:

Биндусов Е.Е.1, Овсянникова М.А.2, Янкина Е.А.1
1 Московская государственная академия физической культуры
Малаховка, Россия
ORCID: 0000-0003-2121-4839, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0003-1773-8928, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2 Российский университет транспорта
Москва, Россия
ORCID: 0000-0002-9191-1621, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Некоторые характерологические особенности и свойства личности
необходимо учитывать при выборе спортивной специализации. В современной
гимнастике роль психологического фактора постоянно возрастает. Анализ результатов
психологических тестирований позволяет судить о влиянии занятий гимнастикой
на психологические особенности занимающихся. Научная новизна исследования
заключается в обосновании использования показателей свойств нервной системы, свойств
личности и характера девочек в качестве действительной оценки для определения влияния
на них занятий гимнастикой. Практическая значимость. Полученные результаты
могут помочь тренерам и специалистам по гимнастике в вопросах отбора детей для занятий
данным видом спорта. Материалы. В статье рассмотрены результаты исследований
авторов по сравнительному анализу характерологических сторон личности и проявлений
свойств личности двух групп девочек 7-8 лет, одна из которых состоит из гимнасток, а
другая – из неспортсменок. Методы исследования: анализ литературных источников,
методика экспресс-анализа характера (метод Дембо-Рубинштейна), определение свойств
личности по тесту W. Sikora, теппинг-тест, статистический анализ. Результаты.
Авторами проведены психологические тестирования гимнасток и неспортсменок 7-8 лет
и проанализированы их результаты. Установлено, что по оценкам степени проявления
свойств личности гимнастки превосходят неспортсменок по показателям общего
поведения, способности к обучаемости и целеустремленности. Девочки, не занимающиеся
гимнастикой, обладают в основном слабой или средне-слабой нервной системой, имеют
большую абсолютную чувствительность (меньший порог), чем гимнастки. Они имеют
преимущество в зоне слабых и средних раздражителей, быстрее реагируют и величина
реакции у них больше. Гимнастки же в зоне большой интенсивности раздражителя имеют
преимущество. Гимнастки со слабой нервной системой готовятся к следующему виду
соревнований сразу по окончании выступления на предыдущем. Гимнастки с более высокой
силой нервной системы представляли упражнение в более короткий срок. Заключение.
Девочки 7-8 лет, занимающиеся и не занимающиеся гимнастикой, действительно имеют
качественные различия в психологических характеристиках.

Ключевые слова:

 

гимнастика, девочки 7-8 лет, психологические особенности, свойства личности, метод Дембо-Рубинштейна, тест W. Sicora, теппинг-тест, характерологические
стороны личности.

DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-28-32.

Скачать полный текст статьи