Использование воспитательного потенциала ценностей олимпизма в формировании мотивов студентов к физкультурно-спортивной деятельности

Авторы:

Мутаева И.Ш. 1*, Исмагилова Л.Ф.1, Роотермель К.С.1, Гизатуллина Ч.А.2
1Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
г. Елабуга, Россия
ORCID: 0000-0002-9387-7033, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*
ORCID: 0000-0003-0392-0534, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0009-0004-2519-3985 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2Набережночелнинский государственный педагогический университет
г. Набережные Челны, Россия
ORCID: 0000-0002-8563-3207, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В данной работе представлена значимость использования принципов
олимпизма как воспитательный потенциал в процессе физического воспитания студентов
вуза. Отмечена значимость ценностей олимпизма для развития студенческого спорта и
формирования спортивной культуры личности, которая рассматривается специалистами
как готовность к эффективному творческому использованию ценностей физической
культуры и спорта. Установлена значимость концепции олимпизма как условия
профессионального роста и саморазвития личности, организации своего имиджа,
повышения уровня здоровья, как физического, так и функционального, психологического.
Цель исследования: анализ и оценка использования воспитательного потенциала
ценностей олимпизма в формировании мотивации студентов к систематическим занятиям
физической культурой и спортом. Научная новизна. В ходе исследовательской работы
были выявлены мотивы студенческой молодежи к систематическим занятиям физической
культурой и спортом. Практическая значимость. Результаты исследования
могут быть применены преподавателями физического воспитания на базах высших
учебных заведений. Материал и методы исследования. Для анализа и обобщения
проблемы были изучены материалы специалистов, проведен анкетный опрос студентов,
тестирование, хронометраж проведённых мероприятий. Проведен анкетный опрос
респондентов с целью выявления отношения к Олимпийским играм. Результаты.
Отмечено положительное отношение респондентов к спорту. Разработан алгоритм
реализации воспитательного потенциала олимпизма, который включает трансформацию
принципов в воспитательный компонент физического воспитания с выделением
мероприятий, которые реализовались в условиях ознакомительной педагогической
практики в спортивно-оздоровительном лагере «Буревестник», Набережные Челны,
Россия. Изучены мотивы студентов к физкультурно-спортивной деятельности и выявлена
динамика мотивов до и после реализации мероприятий. Использование воспитательного
потенциала принципов олимпизма имеет множество перспектив развития, так как
основополагающие принципы олимпизма представляют собой философию жизни,
возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и
разума. Олимпизм стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости
от усилий, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и
уважении к всеобщим этическим принципам, поскольку занятия спортом являются одним
из прав человека. Заключение. Концепция и принципы олимпизма могут выступать как
воспитательный потенциал в формировании положительного отношения студенческой
молодежи к компонентам здорового образа жизни и физкультурно-спортивной
деятельности. В принципах олимпизма заложены воспитательные ценности, связанные с
пропагандой спорта и ценностей физической культуры.

Ключевые слова:

олимпизм, принципы, ценности, мотивы, студенты.

DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-102-109.

Скачать полный текст статьи