Формирование навыка задержки дыхания у юных синхронисток

Авторы:

Постольник Ю.А.1, Куманцова Е.С.2, Ивлиева Е.Ю.3, Купцова Н.С.1
1Московский городской педагогический университет. Москва, Россия
ORCID: 0000-0003-4053-2784, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*
ORCID: 0000-0002-5177-751X, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2 Московский государственный технический университет гражданской авиации
ORCID: 0000-0003-0619-7986
3 Российский государственный университет правосудия
ORCID: 0009-0004-9671-1030, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В статье представлена краткая история синхронного плавания. В этом
эстетическом и зрелищном виде спорта российские спортсменки занимают достойное
место среди лидеров, подтверждая свой приоритет на крупнейших международных
соревнованиях. Удержание высоких позиций в данном виде спорта требует качественной
подготовки спортивного резерва. Однако анализ анкетных данных опроса тренеров, ведущих
занятия с начинающими синхронистками, показал, что учебно-тренировочные занятия,
проводимые по сложившейся многолетней традиции, весьма консервативны и сводятся лишь
к общей плавательной подготовке, скрупулезному разучиванию специальных элементов.
Поскольку представительницы синхронного плавания выполняют значительную часть
упражнений на задержанном вдохе, особое значение имеет развитие у девочек как общей
и специальной выносливости, так и силовой выносливости. Воспитанницы, занимавшиеся
по экспериментальной технологии, которая была направлена на формирование навыка
задержки дыхания, достоверно превосходили воспитанниц контрольной группы по всем
показателям функциональной, технической и плавательной подготовленности в конце
эксперимента. Материалы. В настоящей статье приводятся данные эффективной работы
по использованию упражнений и комплексов, направленных на формирование навыка
задержки дыхания у юных спортсменок синхронного плавания, которые положительно
повлияли на функциональную, техническую и плавательную подготовленность.
Методы исследования: анализ литературных источников, соответствующих теме
исследования; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы
математической статистики. Научная новизна. Определены упражнения на развитие
выносливости и методы ее оценки в группе начальной подготовки по синхронному
плаванию у девочек 9-10 лет. Разработано и экспериментально обосновано содержание
занятий в зале и на воде, направленное на формирование навыка задержки дыхания
на вдохе у юных синхронисток. Показана эффективность предложенной методической
разработки – содержания занятий, которая направлена на формирование навыка
задержки дыхания на вдохе. Практическая значимость работы состоит в разработке
содержания занятий, направленных на формирование навыка задержки дыхания у юных
синхронисток 9-10 лет с акцентом на развитие общей и специальной выносливости,
воспитание специфического для данного вида спорта навыка выполнения упражнений
в режиме аритмичного дыхания и на задержанном вдохе. Результаты исследования
внедрены в учебно-тренировочный процесс спортивной школы олимпийского резерва
спортсменок юношеских и спортивных разрядов. Результат. Аналогия полученных
результатов функциональной, технической и плавательной подготовки контрольной и
экспериментальной групп подтверждена возрастанием всех показателей у воспитанниц
экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Внедрение в учебно-
тренировочный процесс многолетней подготовки синхронисток 9-10 лет упражнений и
методов, направленных на развитие общей и специальной выносливости, позволило
повысить качество функциональной, технической и плавательной подготовленности
спортсменок. Заключение. Инновационный подход к формированию навыка задержки
дыхания у синхронисток 9-10 лет состоял в необходимости совершенствования общей
физической и специальной подготовки, внедрения в учебно-тренировочный процесс
гипоксической тренировки как на суше – в зале, так и в воде, что выразилось в повышении
показателей функциональной, технической и плавательной подготовленности у юных
спортсменок синхронного плавания.
Ключевые слова: юные спортсменки

Ключевые слова:

 

юные спортсменки, синхронное плавание, функциональная подготовленность, задержка дыхания, выносливость.

DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-177-181.

Скачать полный текст статьи