Профессиональная подготовка спортивного врача: история и современность

Авторы:

Каспрук Л.И., Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбург, Россия, ORCID: 0000-0003-2782-7916, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Цель исследования: провести сравнительно-исторический анализ историко-медицинских аспектов становления и развития спортивной медицины в России. Выявить особенности развития спортивной медицины как важного научного направления. Провести аналитический мониторинг профессионального образования в российской спортивной медицине. Материалы и методы. Использованы методы исследования: аналитический, статистический, историко-медицинский. Результаты: алгоритм построения и деления на периоды истории становления и развития спортивной медицины имеет в составе такого порядка критериумы, подобно как уровень проблемности научных и практических задач, эволюция научных идей и практики, исследование и применение новых технологий для получения значимых результатов. Непосредственно в истории спортивной медицины возможно распределить нижеследующие периоды: 1) формирование организации и государственной поддержки физического воспитания населения; 2) создание первых кафедр по осуществлению врачебного контроля, становление и начало развития подготовки специалистов по врачебному контролю; 3) определение профиля врача-специалиста по лечебной физкультуре; 4) становления и развития врачебнофизкультурных диспансеров; 5) установление отечественной спортивной медицины в качестве самостоятельного направления; 6) современный период ускоренного развития спортивной медицины на базе высоких медицинских технологий и введения новейших достижений. Научная новизна и практическая значимость заключаются в релевантности нарратива отделения непосредственно спортивной медицины в самостоятельную врачебную специальность, с определенным конкретным учебным планом подготовки, что раскрывается также в историко-медицинском формате. Существующие проблемы последипломной подготовки спортивных врачей рассматриваются в формате нормативных документов и основных компетенций спортивного врача. Выявлено, что процесс формирования вышеназванных компетенций затруднен из-за преподавания спортивной медицины и лечебной физкультуры в объединенном курсе, что указывает на необходимость создания инновационной программы подготовки специалистов в области спортивной медицины. Отмечено падение престижа спортивного врача и спортивной медицины, что связано с недостаточным уровнем профессиональной подготовки. Заключение. На основе проведенного исследования можно констатировать: в XXI веке спортивная медицина будет интенсивно развиваться, в том числе и в качестве научного направления. При этом вышеозначенное соотносится с прогрессированием фундаментальных и прикладных наук, а также с внедрением передовых методов и технологий в формате компьютерного мониторинга, математического моделирования и др. Тем не менее, на этом фоне выявлена необходимость модернизации программ последипломного образования в области спортивной медицины, что позволит отделить ее от лечебной физкультуры (ЛФК) и дополнить инновационными секторами. В контексте имплементирования компетентностного подхода необходим пересмотр подготовки специалистов в нижеследующем формате: 1) содержание образования,2) методы и способы обучения, 3) оценочные системы, 4) привлечение спортивных врачей, специалистов из отрасли спорта.

Ключевые слова:

инновационная программа обучения, спортивный врач, последипломное образование, спортивная медицина.

Скачать полный текст статьи