Эффективность применения ударов на основе анализа соревновательной деятельности в тхэквондо ВТФ на Олимпийских играх в Токио
Авторы:
Эпов О.Г., Сироткина Ю.А., Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», ORCID:0000-0001-9504-2235, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
В статье проводится анализ применения ударов в тхэквондо ВТФ и их эффективности в соревновательном поединке. Материалы и методы исследования. Для оценки количества ударов проводился видеоанализ 20 соревновательных поединков с помощью программы dartfish. Результаты. Выявлено процентное соотношение ударов, выполняемых в течение боя. Наиболее часто выполняемый удар – миро-йоп чаги (33,8%); наименее часто выполняемый удар – двит чаги в голову (0,03%). Заключение. Анализ соревновательной деятельности сильнейших тхэквондистов мира, проведенный по результатам соревновательных поединков на XXXII Олимпийских играх (Токио, 2020), показал, что спортивная подготовка современного тхэквондиста предъявляет высокие требования к скоростно-силовой подготовленности спортсменов и на основании этого определяет правильный подбор средств и методов тренировочного и соревновательного процессов.
Ключевые слова:
бокс, национальные виды спорта, физическая подготовка, тестирование, начинающие боксеры, внедрение, тренировочный процесс, игры народа Саха.
DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-5-9
Повышение уровня психологической подготовки квалифицированных пловчих-стайеров на основе использования методов саморегуляции
Авторы:
Карпова С.Н. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, ORCID: 0000-0002-6874-2217, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра./p>
Аннотация:
В статье рассмотрена подготовка квалифицированных пловчих-стайеров на основе использования методов саморегуляции. Существующая проблема самостоятельной подготовки к соревнованиям в плавании у многих спортсменов высокой квалификации основывается во многом на том значимом аспекте, что старты предполагают четко выраженную структуру подготовки к соревнованиям, включающую в себя как взаимодействие спортсмена с тренерским составом, так и самостоятельные периоды в работе. Стоит учитывать, что и индивидуализация процесса тренировок на высоком спортивном уровне носит достаточно выраженный характер. Это приводит к трудностям корректирования выбранного с наставником курса развития тренировок, а также регулирования своего психического и функционального состояния. Освоение навыков саморегуляции является значимым направлением в подготовке спортсменов. В работе приведены основные направления саморегуляции, в которых предлагалось работать пловцам. Предлагаемые пути решения имеют непосредственную практическую значимость, поскольку вносят существенные изменения в способах подхода к тренировочному процессу. Научная новизна заключается во внедрении действенных подходов выделенной группы способов саморегуляции психических состояний в подготовительном периоде пловцов. Материал. В статье рассмотрены способы оптимизации тренировочного процесса – совершенствования психологической подготовки на основе саморегулирования. Обобщены наиболее действенные системы воздействия на мотивационную составляющую спортсменов. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, педагогическое наблюдение, видеоанализ соревновательной деятельности пловчих- стайеров, анализ полученных данных. Результаты. Применяемые методы и средства психологического воздействия, правильные ориентиры при самовнушении и самоубеждении позволили изменить отношение к монотонному виду, характерному для циклических видов спорта. Благодаря освоенному навыку целеполагания увеличилась мотивационная составляющая тренировочного процесса, в результате чего спортсмены выходили на старт в оптимальном психофизиологическом состоянии. Полученные данные могут послужить основой для внесения изменений в тренировочный процесс пловчих-стайеров, направленный на повышение его эффективности. Заключение. Проведенное в рaботe исследование позволяет сделать вывод о положительном влиянии методов саморегуляции на подготовку к стартам, тренировочный процесс и качество жизни спортсменов в целом. Функциональное состояние пловцов улучшилось за счет приобретенной возможности регулирования своего психического состояния. Представленные данные могут быть положены в основу анализа оптимизации качества многолетнего тренировочного процесса при подготовке пловцов высокой квалификации.
Ключевые слова:
плавание, квалифицированные пловчихи-стайеры, методы саморегуляции, индивидуализация тренировочного процесса.
DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-10-13.
Методика планирования тренировочного процесса юных хоккеистов 7-8 лет с учётом системы энергообеспечения мышечной деятельности
Авторы:
Торхов А.С.1, Гибадуллин И.Г.2*, Харин А.А.3, Косенович О.В.4
1Ижевская государственная медицинская академия
Ижевск, Россия
ORCID: 0000-0001-8580-0944, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова Ижевск, Россия
ORCID: 0000-0001-6386-1121, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*
3Удмуртский государственный университет
Ижевск, Россия
ORCID: 0000-0002-1643-1898, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
4Удмуртский государственный аграрный университет
Ижевск, Россия
ORCID: 0000-0002-0755-8475, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
В статье рассматривается процесс физической подготовки юных хоккеистов
7-8 лет, описывается экспериментальная методика планирования тренировочного
процесса юных хоккеистов 7-8 лет на основе учета системы энергообеспечения мышечной
деятельности. Эффективность разработанной методики оценивалась по результатам
сравнения показателей физической подготовленности мальчиков экспериментальной и
контрольной групп, а также по изменению показателей функциональных и резервных
возможностей организма в экспериментальной группе в конце эксперимента.
Материал. Разработка и экспериментальное обоснование эффективности методики
планирования тренировочного процесса юных хоккеистов 7-8 лет на основе учета системы
энергообеспечения мышечной деятельности. Методы исследования: анализ и обобщение
научно-методической литературы, тестирование общей физической подготовленности,
метод экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей
организма «D&K–Test», педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результат. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что у юных
хоккеистов экспериментальной группы улучшаются все рассматриваемые показатели
функциональных и резервных возможностей организма, а все сравниваемые величины
имеют статистически значимые различия. Заключение. Мы можем утверждать, что
применение экспериментальной методики планирования тренировочного процесса
юных хоккеистов 7-8 лет с учётом системы энергообеспечения мышечной деятельности
эффективнее в сравнении с применением стандартной программы, прописанной в
федеральном стандарте.
Ключевые слова:
юные хоккеисты, многофакторная экспресс-диагностика «D&K–Test», системы энергообеспечения, физическая подготовка.
DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-21-27.
Обучение и совершенствование элементов нового разбега-наскока в прыжках в воду с трамплина
Авторы:
Распопова Е.А., Гирдаускайте И.М. Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-1129-4492, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. marija,Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
В основе обучения и совершенствования прыжков в воду как любого сложно- координационного действия лежат основные закономерности обучения, а именно: усвоение двигательного действия на уровне умения, детализированное разучивание, а затем закрепление и совершенствование действия на уровне навыка [1]. Совершенствование техники исполнения элементов происходит в процессе многократного воспроизведения действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. Ряд фаз, выполняемых правильно, повторяется без значительных изменений и постепенно автоматизируется [1]. В прыжках в воду весь процесс обучения и совершенствования направлен на совершенствование элементов техники выполнения прыжков, и в частности разбега наскока. В последние годы внимание специалистов в прыжках в воду было направлено на увеличение высоты отталкивания в прыжках с трамплина за счет увеличения использования колебаний трамплинной доски во время разбега наскока. Были опубликованы работы [2,4,5,6,7,8], направленные на изучение упругих сил трамплинной доски при выполнении разбега наскока с трамплина в прыжках в воду. Однако работ, посвященных обучению новому разбегу наскоку с «перепрыжкой», в отечественной литературе не обнаружено, что составляет научную новизну исследования. В связи с этим в данной статье предлагаются упражнения, направленные на обучение и совершенствование нового разбега-наскока на трамплине, что возможно использовать в практической работе со спортсменами. Материалы. В статье приводятся авторские упражнения, которые можно использовать в наземной подготовке прыгунов в воду для обучения и совершенствования данной фазы прыжка. Показана эффективность предлагаемых упражнений. Методы исследования. Анализ научной литературы, экспертная оценка, методы математической статистики. Результаты. На основе анализа техники выполнения разбега-наскока с «перепрыжкой» подобраны упражнения для обучения и совершенствования техники разбега-наскока в условиях наземной подготовки. К основным результатам исследования можно отнести определение эффективности используемых упражнений в спортивной практике. Заключение. Определена эффективность разработанной методики обучения в ходе педагогического эксперимента. Спортсмены экспериментальной группы, использовавшие в обучении разработанные нами упражнения, существенно повысили качество выполнения главного элемента «перепрыжки», увеличили высоту отталкивания с края трамплина и стабильность выполнения наскока.
Ключевые слова:
прыжки в воду, трамплин, разбег-наскок, шаги, «перепрыжка», упражнения.
DOI: 10.14526/2070- 4798-2023-18-1-14-20
Влияние занятий гимнастикой на личностные характеристики девочек 7-8 лет
Авторы:
Биндусов Е.Е.1, Овсянникова М.А.2, Янкина Е.А.1
1 Московская государственная академия физической культуры
Малаховка, Россия
ORCID: 0000-0003-2121-4839, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0003-1773-8928, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2 Российский университет транспорта
Москва, Россия
ORCID: 0000-0002-9191-1621, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
Некоторые характерологические особенности и свойства личности
необходимо учитывать при выборе спортивной специализации. В современной
гимнастике роль психологического фактора постоянно возрастает. Анализ результатов
психологических тестирований позволяет судить о влиянии занятий гимнастикой
на психологические особенности занимающихся. Научная новизна исследования
заключается в обосновании использования показателей свойств нервной системы, свойств
личности и характера девочек в качестве действительной оценки для определения влияния
на них занятий гимнастикой. Практическая значимость. Полученные результаты
могут помочь тренерам и специалистам по гимнастике в вопросах отбора детей для занятий
данным видом спорта. Материалы. В статье рассмотрены результаты исследований
авторов по сравнительному анализу характерологических сторон личности и проявлений
свойств личности двух групп девочек 7-8 лет, одна из которых состоит из гимнасток, а
другая – из неспортсменок. Методы исследования: анализ литературных источников,
методика экспресс-анализа характера (метод Дембо-Рубинштейна), определение свойств
личности по тесту W. Sikora, теппинг-тест, статистический анализ. Результаты.
Авторами проведены психологические тестирования гимнасток и неспортсменок 7-8 лет
и проанализированы их результаты. Установлено, что по оценкам степени проявления
свойств личности гимнастки превосходят неспортсменок по показателям общего
поведения, способности к обучаемости и целеустремленности. Девочки, не занимающиеся
гимнастикой, обладают в основном слабой или средне-слабой нервной системой, имеют
большую абсолютную чувствительность (меньший порог), чем гимнастки. Они имеют
преимущество в зоне слабых и средних раздражителей, быстрее реагируют и величина
реакции у них больше. Гимнастки же в зоне большой интенсивности раздражителя имеют
преимущество. Гимнастки со слабой нервной системой готовятся к следующему виду
соревнований сразу по окончании выступления на предыдущем. Гимнастки с более высокой
силой нервной системы представляли упражнение в более короткий срок. Заключение.
Девочки 7-8 лет, занимающиеся и не занимающиеся гимнастикой, действительно имеют
качественные различия в психологических характеристиках.
Ключевые слова:
гимнастика, девочки 7-8 лет, психологические особенности, свойства личности, метод Дембо-Рубинштейна, тест W. Sicora, теппинг-тест, характерологические
стороны личности.
DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-28-32.
Еще статьи...
- Внедрение вспомогательных упражнений из силовых видов спорта в тренировочный процесс спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции
- Сравнительный анализ кинематических параметров выполнения высококвалифицированными спортсменами заключительной фазы прыжков в воду I и IV класса с вышки 10 метров
- Тренажер для тренировки реакции антиципации в различных видах спорта (на примере тенниса)
- Методика комплексного развития физических качеств у курсантов военного института войск национальной гвардии на основе систем энергобеспечения организма