Влияние комплексного применения соревновательного метода на уроках по физической культуре при подготовке учащихся к выполнению нормативов комплекса ГТО V ступени

Авторы:

Бобков В.В., Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, г. Москва, Россия; Федеральный научный центр физической культуры и спорта, г. Москва, Россия; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия; Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Россия, ORCID:0000-0003-2062-4278, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Антонова И.Н., Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия; ORCID:0000-0002-9947-4489, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Роженцев А.А., Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа, Россия, ORCID:0000-0009-8204-5946, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лазарев И.В., Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Россия, ORCID: 0000-0009-8204-5946, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В статье проводится оценка эффективности применения соревновательного метода на занятиях по физической культуре при подготовке учащихся средней школы к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Важное событие в развитии ВФСК ГТО произошло в 2023 году, когда «многоборье готов к труду и обороне» официально приобрело статус вида спорта (приказ Министерства спорта РФ от 20 июня 2023 г, номер вида спорта 1960001311Я). Беря во внимание тот факт, что соревновательной составляющей в реализации комплекса ГТО становится все больше и больше, справедливым и правильным с точки зрения подготовки к выполнению тестов ГТО будет увеличить соревновательные элементы в учебно-тренировочном процессе, опираясь на классический соревновательный метод. Практической значимостью работы является подробное определение методики построения занятия, в основе которой положен соревновательный метод, описано содержание раундов и упражнений, рассчитан оптимальный объем и интенсивность упражнений, дана оценка эффективности представленной методики, выраженная в результатах проведенного Фестиваля ГТО. Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 8 классов ГБОУ Школы № 814, все они были зарегистрированы на сайте gto.ru и прошли обязательное медицинское освидетельствование. Подготовка к выполнению нормативов осуществлялась в течение учебного года (с сентября по май). Контрольная группа состояла из 25 школьников, которые готовились к выполнению нормативов ГТО по стандартной учебной программе. Экспериментальная группа состояла из 25 школьников, которым на занятиях предлагалось выполнять больше соревновательных упражнений (эстафеты, Игры ГТО, воркаут и кроссфит). Результаты. Количество школьников, выполнивших нормативы ГТО на золотой знак отличия в ЭГ больше (в среднем на 12%), чем в КГ, что связано в том числе с тем, что они более готовы к качественному проявлению своих способностей в условиях состязания, чем школьники из КГ, которые теряются в условиях соревнования и не могут выйти на максимальный уровень своих возможностей. Заключение. Экспериментально доказана эффективность применения комплексного соревновательного метода при подготовке обучающихся V ступени (14-15 лет) к выполнению нормативов ВФСК ГТО, которая отразилась как в улучшении физической подготовленности, так и повышении количества значкистов по итогам выполнения тестовых испытаний.

Ключевые слова:

ВФСК ГТО, обучающиеся, соревновательный метод, состав испытаний, тестирование, многоборье готов к труду и обороне, физическая подготовленность.

Скачать полный текст статьи