Особенности планирования развития выносливости у студентов первых курсов медицинского университета

Авторы:

Доронцев А.В., Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань, Россия, ORCID: 0000-0001-9446-103Х, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Изучены особенности использования двигательных заданий для развития общей выносливости у студентов первых курсов. Рассмотрено влияние различных по интенсивности упражнений на гемодинамику сердечно-сосудистой системы у студентов основной медицинской группы. При анализе данных 6-минутного бега (тест Купера) в стартовом и итоговых протоколах подтверждено положительное влияние спортивных игр на развитие общей выносливости. Сравнение различных по интенсивности упражнений показало, что использование спортивных игр и их элементов на первом этапе занятий наиболее целесообразно для повышения резервных показателей сердечно-сосудистой системы. Беговые упражнения на средние и длинные дистанции целесообразно включать в план занятий на 6-7-й неделе, контрольные забеги – не ранее 12-й недели занятий. Статистический анализ подтвердил результативность применения спортивных игр для адаптации организма студентов к физическим нагрузкам длительного характера, в том числе бега на длинные дистанции, при этом занимающиеся баскетболом и футболом отличались более высокими показателями развития общей выносливости. Материал. Материалом для исследования послужили результаты функциональной пробы, контрольные нормативы физической подготовленности. Для определения уровня развития выносливости использовали 6-минутный бег (тест Купера). Методы исследования. В ходе работы был проведен анализ профильной научно-методической литературы, официальных документов медицинского осмотра, контрольных тестов физической подготовленности и функциональных проб. Статистический анализ проводили по программе «Statistica 12.5» Windows. Различия считались значимыми при вероятности принятия гипотезы p <0,05. Результат. Проведенное исследование показало, что применение спортивных игр в начале семестра положительно влияет на адаптацию организма к освоению беговых дисциплин на средние и длинные дистанции. Научная новизна. Использование игровых видов спорта в адаптационном периоде позволяет значимо повысить регуляторный потенциал кардиореспираторной системы и тем самым подготовить организм занимающихся к более интенсивным нагрузкам. Заключение. Включение спортивных игр на занятиях физической культурой в первом семестре позволяет снизить риски дезадаптивных реакций на физическую нагрузку, развивая при этом общую выносливость. Практические рекомендации. Принимая во внимание невысокий уровень физической подготовленности студентов первых курсов для развития общей выносливости целесообразно планировать спортивные игры – волейбол, футбол и баскетбол – по упрощенным правилам.

Ключевые слова:

студенты первых курсов, уровень физической подготовленности, функциональные резервы, спортивные игры, развитие выносливости.

Скачать полный текст статьи