Мотивы занятия физической культурой и спортом у студентов ВУЗа
Авторы:
Красноперов М.Д., Санкт Петербургский научно исследовательский институт физической культуры», г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0009-0004-6491-4853, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Барябина В.Ю., Санкт Петербургский научно исследовательский институт физической культуры», г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0009-0000-3196-6623, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Самигуллина Г.З., Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия, ORCID: 0000-0002-8407-6955, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
В статье определены ведущие мотивы занятий физической культурой и спортом у студентов вузов. Научная новизна состоит в сравнении мотивов занятий физической культурой и спортом у студентов в зависимости от направленности обучения (гуманитарный, технический), а также пола. Практическая значимость. Данная работа будет полезна специалистам по физическому воспитанию при вовлечении студентов в занятия физической культурой. Методы исследования. Проведен онлайн опрос 369 студентов по методике А.В. Шаболтас «Мотивы занятия спортом». В опросе приняло участие 52,3% девушек и 47,7% юношей. Студентов, учащихся на гуманитарных специальностях было 62,3%, студентов на технических специальностях – 37,7%. Результаты. Для всех студентов выявлен рационально-волевой мотив заниматься спортом. Далее следовал мотив физического самоутверждения для поддержания здоровья и физической активности. Эмоциональное удовольствие было на третьем месте – получение положительных эмоций от двигательных усилий и мотив достижения успеха в спорте. У студентов гуманитарных вузов отсутствовал мотив подготовки к профессиональной деятельности. У студентов технических вузов отсутствовали: мотив социального самоутверждения, социально-эмоциональный мотив, социальноморальный мотив и мотив подготовки к профессиональной деятельности. У девушек, наряду с превалированием мотивов (рекреационного и физического самоутверждения, преобладали эмоциональное удовольствие и достижение успеха в спорте, отсутствовали мотивы подготовки к профессиональной деятельности. У юношей преобладали мотивы рекреационного и физического самоутверждения, эмоционального удовольствия, достижения успеха в спорте и спортивно-познавательный мотив. Отсутствовали социально-эмоциональный мотив и социально-моральный мотив, которые были у девушек. Заключение. Данное исследование показало иерархию выявленных мотивов у студентов, что, в дальнейшем, может способствовать вовлечению студентов в занятия физической культурой и спортом.
Ключевые слова:
двигательная активность, мотивация занятия спортом, студенты ВУЗов, физическая культура, спорт.