Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры

Авторы:

Шевченко Д.Ю., Сочинский филиал Всероссийского государственного университета юстиции, г. Сочи, Россия, ORCID: 0009-0006-1529-885X, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Максименко В.Г., Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия, ORCID: 0009-0002-4658-7033, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мукминова Г.Р., Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия, ORCID: 0000-0002-5855-7288, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Статья посвящена теоретическому и экспериментальному обоснованию эффективности программы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Формирование познавательных универсальных учебных действий является важной задачей в образовательном процессе, особенно на уроках физической культуры, предоставляющей обучающимся возможность активно участвовать в процессе обучения, организовывать свою работу, развивать навыки самостоятельности и проблемного мышления. Научная новизна: Определен уровень развития познавательных универсальных учебных действий у школьников 4-х классов; 2) разработана и экспериментально обоснована программа формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной программы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Материалы. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №65» г. Сочи, Россия. В исследовании принимали участие 60 обучающихся 4-х классов, из которых были сформированы экспериментальная (далее – ЭГ) и контрольная группы (далее – КГ) по 30 человек в каждой. Исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций младших школьников проводилось по методике изучения словеснологического мышления (Э. Ф. Замбацявичене, основанной на тесте структуры интеллекта Р. Амтхауэра). Диагностика познавательной активности младших школьников, постановки и решения проблемы осуществлялась по методике «Таинственное письмо» (Н.И. Гуткина). Методы исследования: анализ научно-методической литературы; психодиагностика; контрольное тестирование уровня знаний по основам здорового образа жизни; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результат. Разработана программа формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности, которая способствует комплексному формированию познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности школьников 4-х классов на уроках физической культуры. Программа включает цель, задачи, перечень тем проектов, критерии оценки практико-ориентированных и исследовательских типов проектов. Заключение. Проведенное педагогическое исследование показывает, что применение проектной деятельности на уроках физической культуры способствует более эффективному формированию познавательных учебных действий у младших школьников, что доказывает значимость применения данного метода в образовательном процессе и предоставляет основу для его дальнейшего внедрения в процесс физического воспитания.

Ключевые слова:

познавательные универсальные учебные действия, проектная деятельность, урок физической культуры, школьники 4-х классов.

Скачать полный текст статьи