Динамика физического развития студентов первых курсов ведущих вузов г. Барнаула Алтайского края

Авторы:

Шеенко Е.И., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия, ORCID: 0000-0003-0590-8782, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подольская О.В., Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Россия, ORCID: 0000-0002-2665-4435, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Артемьева Е.А., Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Россия, ORCID: 0000-0002-2002-6916, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Быкова В.А., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия, ORCID: 0000-0002-8927-6219, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авилов В.И., Черепановский политехнический колледж, г. Черепаново, Россия, ORCID: 0009-0006-4828-5270, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В статье рассматривается необходимость систематического контроля антропометрических показателей обучающихся, что позволяет своевременно владеть информацией об уровне их физического развития для грамотного выстраивания стратегии профилактических мероприятий по укреплению здоровья студентов, в том числе и физкультурных занятий в вузе. Многочисленные исследования показывают стойкую тенденцию к дисгармоничному развитию учащейся молодежи, характеризующуюся высоким уровнем отклонений от норм физического развития данной возрастной группы. С учетом этого предпринята попытка не только изучения различных показателей физического развития у студентов на протяжении одного учебного года обучения в вузе, но и выявления причин положительной или отрицательной динамики антропометрических показателей. Цель работы заключается в оценивании физического развития юношей – студентов первого курса ведущих вузов г. Барнаула Алтайского края, Россия в течение одного учебного года с последующим выявлением динамики некоторых антропометрических показателей. Практической значимостью работы выступает не только изучение антропометрических показателей физического развития студентов, но и наблюдение их в динамике. На основе выявленной динамики физического развития обучающихся можно судить о рациональности выстроенного процесса физического воспитания, включающего обязательный систематический контроль за развитием студентов, что, в свою очередь дает необходимую почву для своевременной коррекции физкультурных занятий в образовательной организации. Материал и методы исследования. В исследовании приняли участи юноши – студенты первых курсов четырех ведущих вузов Алтайского края: Алтайский государственный педагогический университет, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Алтайский филиал РАНХиГС и Алтайский государственный университет (n=456). Возраст юношей на начало исследования составил 17,9±0,35 лет. В процессе определения физического развития были проведены измерения следующих антропометрических показателей: роста (стоя и сидя); ширины плеч; окружности грудной клетки (на вдохе, на выдохе, в покое); окружности запястья; степени развития мускулатуры (плеча, предплечья, бедра, голени, талии); массы тела и его компонентов (подкожной и висцеральной жировой массы); мышечной силы (сгибателей кисти и разгибателей туловища); жизненной емкости легких. Метод индексов был использован для определения крепости телосложения (индекс Пинье), пропорциональности между окружностью грудной клетки и ростом; весоростового (индекс Кетле 2) и силовых показателей (становой и силовой индексы). Контрольные измерения проводились три раза в течение одного 2022-23 учебного года, а именно, в начале обучения (сентябрь 2022 г), в начале второго семестра (январь 2023 г) и по окончании первого курса (июнь 2023 г). В качестве методов математической обработки данных нами использовались встроенные возможности пакета «Анализ данных» MS Excel: операции «Описательная статистика» и «Парный двухвыборочный t-тест Стьюдента». Результаты. В начале, середине и по окончании учебного года был проведен антропометрический контроль студентов-первокурсников, на основе чего после математической обработки данных были получены результаты динамики соматометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития обучающихся. Выявлены качественные и количественные изменения антропометрических показателей. Сделаны соответствующие выводы о причинах достоверных и недостоверных сдвигов в некоторых усредненных групповых показателях физического развития студентов. Заключение. Анализ показателей физического развития студентов-первокурсников позволил выявить нормальную степень развития по многим антропометрическим показателям. Значительная положительная и достоверная динамика за период учебного года обнаружена у студентов в показателях становой динамометрии, частоты сердечных сокращений в покое, жизненной емкости легких, систолического артериального давления, а также окружности голени. Достоверной была зафиксирована динамика и в показателях физического развития, полученных на основе метода индексов, – в силовом и становом индексах. На основе результатов исследования сделан вывод, что положительная динамика физического развития первокурсников объясняется не столько естественным ходом морфофункциональных изменений, сколько следствием качественно планируемого физического воспитания обучающихся в вузе, организованного в форме, как академических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт», так и в форме физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых во внеучебное время. Помимо прочего, большой вклад в динамику физического развития студентов первого курса вносит их самостоятельная физкультурная активность, имеющая аэробную и силовую направленность.

Ключевые слова:

физическое развитие, антропометрические показатели, физическое воспитание, студенты, обучающиеся вузов, самостоятельная физкультурная активность.

Скачать полный текст статьи