Знания как мотивационный компонент формирует «здоровьесберегающую дыхательную технологию» в педагогическом процессе саморазвития личности

Авторы:

Зеленин Л.А., Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия, ORCID 0000-0002-0292-3197, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оплетин А.А, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия, ORCID 0000-0002-3358-0123 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Статья рассматривает процесс приобретения знаний о дыхании в саморазвитии личности из теоретических и методико-практических литературных источников, стимулирующих в практике отдельно осуществлять гетерохронные дыхательные циклы, а также применять тренажёрные средства. Методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературных материалов, источников и документальных данных, беседа и опрос, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогической практики; педагогический и биомеханический анализ техники дыхательного цикла в гетерохронных фазах; педагогический эксперимент. Материалы. Статья рассматривает проблему приобретения знаний о дыхании из теоретической, методико-практической и специальной литературы, а также с помощью физических дыхательных упражнений и использованием дыхательных тренажёрных средств сопряжённо воздействуют на психофизиологическую адаптацию и на психический компонент процесса регулирования. Результат. Приобретённые теоретические знания о дыхании позволили разработать комплекс гетерохронных дыхательных циклов, выполняемых на разработанных нетрадиционных простых дыхательных тренажёрных устройствах (искусственных условиях среды), познаются законы дыхательных движений во внешней среде. Обучающиеся учатся регулировать дыхательными циклами, приобретать и формировать более сложные дыхательные приёмы и познавать законы дыхания. Научная новизна определяется знаниями, которые являются одним из ведущих компонентов (дыхательные,лёгочные, интеллектуальные и психические), составляют процесс содержания в педагогическом образовании саморазвивающейся личности. Знания осваиваются в процессе выполнения гетерохронных дыхательных циклов (вдохов, выдохов и пауз) на комплексе разработанных нами простейших дыхательных тренажёрных средствах, с помощью органов чувств происходит процесс ощущения о дыхании. Здесь раскрываются физиологические механизмы дыхательных искусственных (тренажёрных) условий деятельности, они связаны с чувственным ощущением, которыми являются мышцы дыхания, происходит процесс «рефлекторного кольца», постоянно обеспечивают обратную связь обучающихся дыханием с выполнением дыхательных циклов на тренажёрных устройствах. Обратная связь характеризует принцип саморегуляции дыхательной системы лёгких, позволяет формировать и обосновать «Здоровьесберегающую дыхательную технологию». Практическая значимость мотивирует на создание комплекса дыхательных тренажёрных средств, выполнения на них, разнонаправленных дыхательных циклов. Дыхательные тренажёрные средства, осуществляющиеся на них комплекс гетерохронных дыхательных циклов характеризуются наиболее важным средством предупреждения и предохранения дыхательных заболеваний, снижения их, и борьба с ними позволяют формировать «Здоровьесберегательную дыхательную технологию». Заключение. Результаты педагогического исследования выявили, что комплексное выполнение разнохарактерных статических и динамических дыхательных циклов статического, динамического и смешанного направления вызывают приспособительные морфологические и функциональные перестройки кардиореспираторной системе лёгких, отражают улучшение системы организма в целом, состояние здоровья и положительно оказывают лечебный эффект.

Ключевые слова:

дыхательные циклы, тренажёрные средства, методы слова и наглядности, процесс укрепления здоровья.

Скачать полный текст статьи