Установочные положения и концептуальные подходы к обновлению содержания учебного предмета «физическая культура» в системе общего образования
Авторы:
Ким Т.К., Российский университет спорта, ГЦОЛИФК, г. Москва, Россия, ORCID 0000-0003-2398-958Х, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
Проблемное поле современной отечественной педагогической науки обусловливается принципиальными изменениями, которые происходят в социуме и создают условия для качественного преобразования всех сторон жизнедеятельности личности и общества, а также требуют со стороны государства принятия действенных мер по приведению всех его структур, включая социально значимые сферы в соответствии с перспективными направлениями развития России в ближайшие годы. Общеизвестно, что в системе общего образования значительное место отводится физической культуре, имеющей большое социальное и культурологическое значение. Наряду с этим отметим ее личностно- гуманистическую направленность на созидание человека культуры, готового успешно адаптироваться в стремительно меняющемся мире и непрерывно самообразовываться и самосовершенствоваться, что позволяет рассматривать физическую культуру как мировоззренческую дисциплину, содействующую всестороннему развитию личности, улучшению физических и психических качеств индивида. Несмотря на то, что в правовом поле РФ созданы все предпосылки для формирования условий и поддержки мероприятий, направленных на повышение эффективности физического воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи, к настоящему времени существенных изменений в нивелировании проблем повышения двигательной подготовленности учащихся, формирования положительной мотивации к занятиям различными формами двигательной активности и спортом, приобщения к здоровому физически активному образу жизни не произошло. А школьная физическая культура на протяжении последних лет не в полной мере реализует присущие ей стратегические функции. Данные противоречия стимулируют разработку вопросов совершенствования системы школьного физического воспитания на основе конкретизации концептуальных линий перспективного развития содержания учебного предмета «Физическая культура». Научная новизна. Выявлено состояние разработанности содержания учебного предмета «Физическая культура» для системы общего образования. Сформулированы рекомендации по оптимизации содержательных линий развития физической культуры в системе общего образования. Практическая значимость. Представлены предложения по модификации требований к результатам обучения и содержания предмета «Физическая культура» для всех уровней общего образования, которые позволят уточнить установочные положения и обосновать концептуальные подходы к обновлению требований к результатам обучения и содержанию учебного предмета «Физическая культура». Методы исследования. Анализ и обобщение специальной научной, программно-методической литературы, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность сферы образования, физической культуры и спорта. Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием методов наблюдения, опроса и обобщения педагогического опыта. Результаты. Изучение нормативно-правовой документации, программнонормативной литературы, обобщение педагогического опыта и результатов опроса специалистов позволяет заключить, что в РФ созданы все предпосылки для повышения эффективности физического воспитания подрастающих контингентов. Наряду с этим, несмотря на наличие внушительного числа научных изысканий, посвященных разработке вопросов повышения двигательной подготовленности учащихся, формирования положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, приобщения к здоровому физически активному образу жизни, школьная физическая культура не в полной мере реализует свои специфические функции. Анализ ФГОС, методических рекомендаций по их реализации позволил обозначить отдельные проблемные вопросы, осмысление которых позволяет сформулировать предложения по модификации требований к результатам обучения и содержания предмета «Физическая культура» для всех уровней образования: дифференцировать и конкретизировать требования к предметным результатам обучения; обеспечить сопряжение теоретического раздела по физической культуре с другими дисциплинами учебного плана; инвариантную составляющую учебной программы использовать для рационально организованной двигательной деятельности обучающихся, а освоение широкого спектра знаний вывести за рамки урока, в качестве процесса самообразования; целевые установки, специфические задачи, требования к предметным результатам обучения физической культуре конкретизировать в основных содержательных линиях: «Физкультурные и сопряженные с ними знания»; «Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни»; «Физическая подготовка и физическое совершенствование»; объективизировать методы оценки и планируемые результаты обучения с учётом возрастных психофизиологических параметров, гендерных особенностей, индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации обучающихся; разработать диагностический инструментарий для оценки способностей и мотивации учащихся с целью дальнейшей профессиональной ориентации наиболее способных подготовленных учащихся; внести «Физическую культуру» в реестр дисциплин с обязательной итоговой формой аттестации и другие. Заключение. Обобщение предпосылок и условий совершенствования системы общего физкультурного образования в РФ на основе анализа программно-нормативного обеспечения, изучения состояния школьного физического воспитания позволили определить перспективные направления модернизации и реализации целевых установок учебного предмета «Физическая культура» в организациях общего образования. А также сформулировать предложения по модификации требований к результатам обучения и содержания учебного предмета «Физическая культура» для начального, основного и среднего уровней общего образования.
Ключевые слова:
физическая культура, физическое воспитание, общее образование, концепция, обновление содержания, результаты обучения.