Конкретизация содержания физического воспитания в Российской империи конца XIX - начала XX века
Авторы:
Фокин А.М., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0000-0002-7976-4980, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Пугачев И.Ю., Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, ORCID: 0000-0003-3849-2322, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Родичкин П.В., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0000-0003-1181-3800, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Малышева Е.В., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0000-0003-1248-6979, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
В работе представлены положения, уточняющие реализацию процесса физического воспитания в Российской империи конца XIX - начала XX века в сочетании с имевшими место преобразованиями в обществе и деятельностью ведущих ученых. Целью работы являлась конкретизация содержания физического воспитания в Российской империи конца XIX - начала XX века и сопоставление его положений с современной тенденцией развития. Материалы и методы исследования: теоретический анализ и обобщение, логические общенаучные методы, ретроспективный анализ, синтез, абстрагирование, «метод сжатия информации», аналитическое сопоставление и формализация. Результаты. В 1860-1870-х годах под руководством нового министра просвещения А. В. Головнина была осуществлена реформа народного образования. Повысился статус педагога физического воспитания. Женское телесное обучение модифицировалось системой доктора А. Клевезаля. Более рельефно утверждается концепция П.Ф. Каптерева «свобода деятельности и естественное стремление ребенка к игре». Усиливается фактор «прикладности» содержания. Заключение. Искомый период отмечается всплеском характера массовости; трансформации направленности на здоровьесбережение; закладыванием основ ключевых разделов практических дисциплин; весомостью «игры» как особой категории структурных модулей. Научная новизна: выявлен толчок тенденции учета в содержании физического воспитания как дифференциации обучения по половому признаку, так и разносторонность сопряжения модулей дисциплины с постепенным повышением прикладного кластера с целью заблаговременной подготовки человеческих ресурсов к защите Отечества. Практическая значимость: результаты исследований позволяют на практике менеджмента рекомендовать целесообразность внесения рейтингового показателя «средняя продолжительность жизни населения» при сравнении эффективности физического воспитания международной базы государств.
Ключевые слова:
Российская империя, физическое воспитание, содержание, конкретизация, направленность, раздел дисциплины, прикладность.