Система подготовки высококвалифицированного лыжника-гонщика в период его тренировочной деятельности на этапе спортивной специализации

Авторы:

Волков А.С., Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», г. Москва, Россия, ORCID: 0009-0002-5128-4536, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Основная задача исследования заключалась в получении индивидуальной траектории параметров общего объёма циклической нагрузки (ООЦН) в различных специально-подготовительных средствах подготовки и зонах интенсивности серебряного призёра Олимпийских зимних игр в индивидуальном спринте в период его тренировочной деятельности в возрасте 14-16 лет на учебно-тренировочном этапе (УТЭ) 3-5-го годов обучения. Исследована многолетняя соревновательная практика спортсмена в период с 2006/07 по 2014/15 соревновательные сезоны. Научная новизна. Впервые анализировалась система спортивной подготовки серебряного призёра Олимпийских зимних игр 2010 г. в индивидуальном спринте Александра Панжинского. Выявлена многолетняя динамика соревновательной результативности и соотношения объёмов спортивной нагрузки специально-подготовительной направленности. Материалы и методы исследования. Проведён анализ спортивных дневников Заслуженного мастера спорта в период его тренировочной деятельности в возрасте 14-16 лет. Полученная индивидуальная траектория построения подготовки сравнивалась с обобщённой моделью динамики общего объёма циклической нагрузки в различных средствах и зонах интенсивности, представленной в учебном материале и примерной программе для специализированных спортивных школ [3]. Выявлена динамика результативности по занятому месту в соревновательных сезонах 2006/07-2014/15 в возрасте 17-25 лет. Всего проанализировано 109 протоколов соревнований официального календаря Федерации лыжных гонок России (ФЛГР), Международной федерации лыжного спорта (FIS). Результаты. Сравнительный анализ спортивных дневников показал, что общий объём циклической нагрузки специально-подготовительных средств составил: на 3-м году УТЭ – 3289 км, на 4-м году УТЭ – 4246 км, на 5-м году УТЭ – 5378 км. На учебно-тренировочном этапе 4-го года обучения спортсмен выполнил объём больше на 957 км относительно 3-го года обучения, увеличение за год составило 22,6%. На 5-м году обучения учебно-тренировочного этапа выполнение объёма увеличилось уже на 1132 км относительно предыдущего года, прирост за год составил 21,1%. Наблюдается тенденция постепенного увеличения объёма во всех средствах специально-подготовительной направленности от 3-го к 5-му году обучения учебно-тренировочного этапа. Исследование позволило выявить выполнение спортсменом в 14-15 лет меньшего объёма нагрузки только в кроссе с имитацией лыжных ходов на подъёмах относительно данных обобщенной модели и примерной программы. Также было выявлено увеличение объёма нагрузки в кроссе с имитацией лыжных ходов на подъёмах, выполненного спортсменом в 16 лет, лыжероллерной и лыжной подготовке, выполненного спортсменом в 14-16 лет относительно данных обобщенной модели и примерной программы. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы тренерами при проектировании и реализации тренировочного процесса в системе подготовки спортивного резерва в лыжных гонках. Заключение. Полученные результаты исследования могут являться модельными характеристиками при проектировании и реализации спортивной подготовки лыжников-гонщиков, специализирующихся в классическом лыжном спринте.

Ключевые слова:

лыжные гонки, общий объём циклической нагрузки, средства специализированной подготовки, интенсивность, соревновательная деятельность, соревновательная результативность.

DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-118-123.

Скачать полный текст статьи