Экстралингвистика, методы здоровьетворчества, межличностного взаимодействия в сфере спортивной и адаптивной педагогики

Авторы:

Дмитриев С.В., Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина г. Нижний Новгород, Россия ORCID: 0000-000 , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Быстрицкая Е.В., Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина г. Нижний Новгород, Россия ORCID: 0000-0002-1613-1035, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бурханова И. Ю., Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина г. Нижний Новгород, Россия ORCID: 0000-0002-7954-2341, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Неверкович С. Д., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма г. Москва, Россия ORCID: , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Для того чтобы образование в сфере спортивной и адаптивной педагогики (СиАП) реально выполняло роль социокультурного регулятора, оно должно быть обращено к личности, формировать культуру человеческой телесности (где «здоровый дух» выступает духовным фундаментом телесного здоровья), систему ценностных ориентаций и нравственных принципов. Без поворота технологий адаптивной педагогики «лицом к человеку» не может идти речь об оптимизации развивающего обучения, методов сбережения здоровья и восстановления утраченных функций. Необходимо научить человека рефлексивно-творчески работать с собственным сознанием и механизмами телопсихики, личностного и межличностного здоровья. Материалы. В данной статье здоровьетворчество рассматривается нами в трёх аспектах: духовном (расширение деятельностно организованного сознания), физическом (реализация функционально-деятельностного потенциала) и социальном (активное жизнетворчество и многофакторная адаптация). Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы. Заключение. В образовательной деятельности решение задач должно соответствовать не столько целям деятельности, сколько мировоззренческим позициям, методам и средствам (педагогическому кредо, профессиональному менталитету, метакогнитивным экстрологическим стратегиям). Эти антропные технологии, входя в предметное содержание образования/ обучения/ развития и в отношенческую среду, вначале становятся предметом усвоения соответствующей информации, и, будучи освоенными в предметно-орудийных действиях, становятся методами и средствами метадеятельности (научной, технологической, производственной). Данные технологии оказываются импликативными, где сплетаются идеи-замыслы, гипотетическое мышление, эвристический поиск, артпластика и соматоэстетика движений, вероятностное отражение мира, открытие себя в мире и внутреннего мира в себе.

Ключевые слова:

методология спортивной и адаптивной педагогики, межличностное взаимодействие субъектов образования.

DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-8-21

Скачать полный текст статьи