Нравственные аспекты экологического образования

Авторы:

А.В. Назаренко , (доктор педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

И.В. Астраханцева , (старший преподаватель , ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

А.И. Колесник , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Продолжающийся масштабный экологический кризис свидетельствует о недостаточной эффективности современной системы экологического образования и необходимости его совершенствования за счет реализации нравственного компонента. Экологическая этика призвана воздействовать на личностные свойства людей, формировать ответственность каждого члена общества за состояние природы. Материал. В данной статье представлено теоретические и методологическое обоснование нравственных основ экологического образования как основного направления его совершенствования. Раскрывается значимость науки, призванной прогнозировать результаты отдаленных последствий непродуманного вмешательства человека в природу, что позволит контролировать действия людей по отношению к окружающей среде. Методы: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов-экологов, педагогический эксперимент, тестирование, беседы, интервью, деловые игры, методы математической статистики. Результаты. Теоретически и экспериментально обоснованы роль и место нравственных аспектов повышения эффективности экологического образования. Реализация нравственного компонента экологического образования обеспечит ему опережающий характер развития, что позволит осуществлять подготовку к экологической деятельности с учетом опыта предшествующих поколений, ставящих своей целью покорение природы для удовлетворения своих сверхпотребностей. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что специально организованный образовательный процесс, направленный на расширение профессионально-педагогической деятельности путем формирования нравственных основ в сфере природопользования, охраны окружающей среды, способствует осознанию ответственности будущих педагогов за сложившийся экологический кризис. Опора на экологическую этику позволяет студентам экспериментальной группы лучше ориентироваться в вопросах сохранения окружающей природы, формировать собственное отношение к экологическим проблемам и предлагать пути их эффективного решения.

Ключевые слова:

экологическое образование, нравственность, педагогический эксперимент, методика.

DOI: 10.14526/03_2017_249

Скачать полный текст статьи