Психолого-педагогические условия обеспечения психологической надёжности спортсменов

Авторы:

Крылов В.М., Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, г. Стерлитамак, Россия, ORCID: 0000-0001-7514-2861, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Крылова А.В., Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, г. Стерлитамак, Россия, ORCID: 0000-0003-0058-2947, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шарафутдинов Э.А., Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, г. Стерлитамак, Россия, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В работе предложено рассмотреть в качестве психического фактора психологической надёжности спортсмена - нейротизм как личностное качество, а тест Айзенка как метод его оценки. Такой подход позволит более чётко определить психологопедагогические условия специальной психологической подготовки. Научная новизна состоит в выявлении взаимосвязи между личностными качествами экстраверсией и нейротизмом со степенью психологической надёжности спортсмена. Практическая значимость работы: материалы будут полезны для тренеров и спортивных психологов при обеспечении специальной психологической подготовки спортсменов. Методы исследования. В группу испытуемых вошли 50 гимнасток (перворазрядники, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта) в возрасте от 16 до 25 лет. Диагностика осуществлялась с помощью теста Айзенка. Критериями психологической надёжности спортсмена выступили: готовность и успешность выступлений спортсменов, которые оценивались экспертными судьями по специально разработанной карточке, а также методом ранжирования и «шкальной успешности». Взаимосвязь исследуемых показателей определялась по критерию корреляции Пирсона. Результаты. Обнаружилась недостоверная корреляция (r= −0,17) между экстраверсией и оценкой успешности, что свидетельствует о низкой значимости данного личностного свойства, взятого в отдельности, для успеха в соревнованиях. Однако выявилась достаточно сильная прямая корреляционная связь между нейротизмом и ранговым местом (r=0,61), а также сильная отрицательная корреляция между КУ и нейротизмом (r = −0,68). Иначе говоря, чем выше индекс нейротизма, тем больше числовое значение рангового места (ранговое место хуже) и тем меньше коэффициент по экспертной оценке успешности («соревновательная устойчивость» ниже). Следовательно, высокий индекс нейротизма отрицательно влияет на успех в соревнованиях. Показатель же экстраверсии самостоятельного значения не имеет. Заключение. Психолого-педагогическими условиями обеспечения специальной психологической подготовки спортсмена являются: учёт личностного качества «нейротизм» как фактора психологической надёжности спортсмена; индивидуализация приёмов и методов психорегуляции спортсмена с учётом личностного качества «нейротизм»; применение теста Айзенка, наряду с другими методиками, для диагностики психического состояния спортсменов перед соревнованиями.

Ключевые слова:

психологическая подготовка спортсмена, психологическая надёжность спортсмена, психическая саморегуляция, психолого-педагогические условия.

Скачать полный текст статьи