Организация тренировочного процесса гимнасток на этапе спортивной специализации с позиции ресурсного подхода

Авторы:

Усманова Е.Н., Поволжский Государственный Университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия, ORCID: 0000-0002-4633-2006, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Науметова А.М., СШ ЦСКА (комплексная), г. Одинцово, Россия, ORCID: 0009-0000-2545-4875, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Теплова Л.Г., Поволжский Государственный Университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия, ORCID: 0009-0004-5850-3775, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Статья посвящена экспериментальному обоснованию модели реализации ресурсного подхода в тренировочном процессе гимнасток 13-15 лет. Идея ресурсного подхода, ранее обоснованная как процесс актуализации заложенного потенциала и преумножении «запаса прочности» в качестве конкурентного преимущества, представлена в исследованиях по философии, в образовательном процессе, управлении, психологии, тем не менее, слабо представлена результатами практических исследований в области теории и методики физической культуры и спортивной тренировки. Научная новизна: определено состояние личных и организационных ресурсов тренировочного процесса гимнасток как фактора сохранности спортивного резерва; 2) разработана и экспериментально обоснована модель реализации ресурсного подхода в тренировочном процессе гимнасток, занимающихся художественной гимнастикой на этапе углубленной спортивной специализации. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных данных для построения тренировочного процесса квалифицированных гимнасток 13-15 лет на основе принципов ресурсного подхода. Материалы. Методологической основой для разработки модели реализации ресурсного подхода в тренировочном процессе гимнасток послужили: а) трехуровневая структура государственного управления в отрасли «Физическая культура и спорт»; б) технология формирования бизнес-модели предприятия; в) модель ресурсного преодоления стресса как способа целенаправленного формирования проактивной формы поведения человека в стрессовых ситуациях. Исследование проводилось на базе спортивной школы по художественной гимнастике г. Одинцово, в котором приняли участие 20 спортсменок 13- 15 лет, занимающиеся художественной гимнастикой на этапе спортивной специализации, имеющие I взрослый разряд. Из их числа были сформированы 2 группы – контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 10 человек в каждой. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ документов, психодиагностика (тестопросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» А. Реан, методика «Стиль саморегуляции поведения спортсмена» В.И. Моросановой), педагогическое тестирование (показатели специальной физической подготовленности), педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Разработка модели предшествовали два этапа констатирующего эксперимента с диагностикой и анализом организационных ресурсов спортивной школы (на основе плановых и отчетных документов) и анализом личных ресурсов гимнасток (физических и психических), и установление корреляционных взаимосвязей, отражающих индивидуально-психологические особенности гимнасток 13- 15 лет, а также уровня их СФП. Заключение. В результате эксперимента с тренировочного сезона 2020 г. по 2022 г. удалось полностью сохранить спортивный резерв школы 13-15 лет. Однако, было установлено, что спортсменки, вошедшие в ЭГ, имеют выраженную тенденцию к проявлению осознанной саморегуляции и проактивной формы поведения, другими словами, их личная ресурсная база (психический ресурс) обладает неким «запасом прочности» для поддержания спортивной мотивации и конкурентоспособности при подготовке на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Ключевые слова:

ресурсный подход, тренировочный процесс, художественная гимнастика, модель реализации, сохранность спортивного резерва.

Скачать полный текст статьи