Организация занятий по физической культуре с учащимися с нарушением интеллекта

Авторы:

Оленова А.А., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия, ORCID: 0000-0003-0587-8552, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пономарева М.С., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия, ORCID: 00000-0001-9132-6046, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

У учащихся с легкой степенью умственной отсталости моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев. Они замедленны, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, у других повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений. Научная новизна: разработан и внедрен комплекс упражнений, направленный на развитие силовых способностей, а также на согласованность, точность, темп движений учащихся с нарушением интеллекта. Практическая значимость: комплекс специальных упражнений может пригодиться преподавателям физической культуры, работающих в условиях коррекционных школ, техникумов, вузов. Материал. В данной статье рассматриваются вопросы организации занятий по физической культуре с учащимися с нарушением интеллекта, направленных на развитие силовых способностей. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование силовой подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Тестирование силовых способностей учащихся показало низкий уровень развития силы до эксперимента. Это объясняется отставанием от здоровых сверстников в развитии физических качеств – силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%. После эксперимента у экспериментальной группы значительно увеличились силовые способности по показателям тестирования. Заключение. Применение комплекса специальных упражнений для развития силовых способностей положительно повлияло на развитие силы, согласованность, точность, темп движений учащихся с нарушением интеллекта.

Ключевые слова:

организация физической культуры, нарушение интеллекта, развитие силы.

Скачать полный текст статьи