Развитие педагогических умений у преподавателей физической культуры в школах и СПО

Авторы:

Ерёмин И.Г., Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия ORCID: 0000-0002-3898-8400, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В статье рассмотрены педагогические умения как основная характеристика профессионально - личностной подготовки преподавателя физической культуры для школ, СПО и вузов, которая внутренне обусловлена его личностными качествами, а внешне проявляется в продуктивном использовании педагогической технологии и техники для успешного решения профессиональных задач на основе глубоких умений и осознанных знаний в педагогических в психолого-педагогической и специальной научной областях. Научная новизна состоит в разработанной инновационной программе сходного развития педагогических умений, традиционной у преподавателей физкультурного вуза, способствующей их профессионально-личностному становлению. Практическая значимость. Материалы курса «Развитие педагогических умений преподавателя физкультурного вуза» могут быть использованы в учебно-методической деятельности физкультурных вузов и в системе повышения квалификации педагогических кадров. Материал и методы исследования: Исследование проводилось на базе кафедры адаптивной и физической культуры Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Было проведено около 20 групповых и индивидуальных бесед, и интервью с преподавательским составом. Группе экспертов в количестве 15 человек (заведующие кафедрами, ведущие преподаватели, руководство факультетов) было предложено установить методом экспертной оценки ранговое педагогических соотношение ряда критериев педагогических умений и навыков преподавателей физической культуры в СПО. Методы: Использованы методы анализа образовательной практики, наблюдения за педагогической деятельностью, опрос, метод экспертной оценки. Результаты. Осуществилась реализация специализированного курса «Развитие педагогической деятельности преподавателей физической культуры в школах и СПО». Данный курс проводился для преподавателей в течение года и был рассчитан на 120 учебных часов. Как показывают результаты опытно-экспериментальной работы, на каждом этапе имела место положительная тенденция в развитии педагогических умений преподавателей группы. Качественный анализ результатов подготовки полученных на заключительном уровня этапе опытной работы, дает основания считать проведенное исследование ВУЗов успешным, а комплексную программу рассматривать как средство развития педагогических умений преподавательского состава физкультурного вуза. Заключение. Успешная работа по формированию педагогических умений у преподавателей физкультурного вуза может осуществляться только на основе комплексного подхода, педагогических объединяющего действия современных факторов объективного и субъективного характера. Комплексная программа формирования педагогических умений понимается как взаимосвязанная совокупность мероприятий, осуществляющихся в рамках совершенствования Вуза профессионально-педагогической деятельности преподавателей физкультурного Вуза, объединяющих усилия руководства Вуза, работников кафедр, методических служб и деятельность самих преподавателей, осознающих потребность в профессионально-педагогическом саморазвитии.

Ключевые слова:

педагогические кадры, педагогические умения, модульно-блочная технология, программа развития педагогических умений, компетентностный подход.

Скачать полный текст статьи