Обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники прыжка в длину с разбега учащихся V классов

Авторы:

Баранцев С.А., Государственный университет управления, г. Москва, Россия, ORCID: 0000-0002-7765-1755, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Чикаш С.Л., Управление по физической культуре и спорту Администрации города Улан-Удэ, г. Улан-Удэ, Россия, ORCID: 0000-0002-5391-0644, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Баранников В.В., Государственный университет управления, г. Москва, Россия, ORCID: 0000-0001-5267-6713, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мельников В.В., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Липецк, Россия, ORCID: 0000-0003-0043-5795, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Исследование посвящено актуальному вопросу: совершенствованию техники прыжков в длину с разбега (ПД), которые относятся к основным видам движений. Далеко не все школьники могут выполнить нормативные требования учебной программы по легкой атлетике, основу которых составляют бег, прыжки и метания. Целью исследования является обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники ПД учащихся V классов на уроках физической культуры на основе комплексного подхода: выявления особенностей кинематических и динамических характеристик изучаемого движения, показателей двигательной подготовленности, результатов педагогических наблюдений и анализа литературных источников по данному вопросу. Методы и материал. Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных данных по теме исследования, тестирование двигательной подготовленности, киноциклография, динамография, хронометрия, антропометрия, методы математико-статистического анализа. Результаты. Анализ биомеханических характеристик ПД и двигательной подготовленности выявил значительные различия между мальчиками и девочками не только в технике изучаемого движения, но и в двигательной подготовленности. У мальчиков V классов по сравнению с девочками достоверно больше результат ПД, лучше показатели кинематической и динамической структуры исследуемого движения. У мальчиков достоверно выше показатели двигательной подготовленности (быстрота, сила, скоростно-силовые возможности). У девочек зарегистрированы достоверно более высокие показатели развития гибкости. На основании результатов корреляционного, регрессионного, вариационного анализа были сформулированы педагогические задачи совершенствования техники ПД учащихся V классов. Заключение. У девочек V классов от начала к концу учебного года достоверно увеличивается скорость разбега, но техника выполнения отталкивания ещё не адаптирована к этой скорости. У мальчиков от начала к концу учебного года при стабилизации скорости разбега и динамических характеристик прыжков в длину достоверно увеличивается скорость маховых движений во время отталкивания. Результат прыжков в длину стабилизируется. Мальчики по сравнению с девочками более эффективно используют скорость разбега при выполнении ПД. Новизна исследования заключается в выявлении новых данных о возрастно-половых кинематикодинамических особенностях формирования компонентов техники прыжков в длину с разбега учащихся V классов и в обосновании педагогических задач совершенствования структуры движения для учащихся этого возраста. Практическое значение работы определяется возможностью использования новой технологии для синтеза различных программ, повышающих эффективность совершенствования основных видов движений школьников в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые слова:

кинематическая и динамическая структура движения, прыжки в длину с разбега, биомеханический анализ, двигательная подготовленность.

Скачать полный текст статьи