Методика подготовки студентов к сдаче нормативных требований ГТО средствами легкой атлетики
Авторы:
Берсенев Н.С., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия, ORCID: 0009-0008-3235-052X, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
Особенности подготовки студенческой молодёжи к сдаче нормативных требований нового комплекса ГТО включают в себя планирование основных средств подготовки как на учебных занятиях, так и во внеучебное время. Известно, что студенты активно вовлекаются в систематические занятия физкультурно-спортивной деятельностью, но при этом выявляется сложность выполнения нормативных требований в беге на 2000 м и в лыжной подготовке. Выявлена недостаточность реализации средств, направленных на развитие выносливости и ее компонентов. На занятиях отсутствует применение кроссовой подготовки, упражнений, направленных на повышение аэробной производительности организма. Отмечена необходимость реализации на занятиях принципов спортивной подготовки, направленной на комплексное развитие физических качеств. Известно, что повышение уровня подготовленности и функциональных возможностей организма студентов происходит в результате протекания адаптационных процессов, вызванных провальным воздействием тренировочных нагрузок. Развитие выносливости имеет свои особенности, что требует пересмотра соотношения объема, продолжительности тренировочных нагрузок и отдыха после них. Пересмотрены варианты положительного сочетания нагрузок аэробной направленности, что положительно повлияло на выполнение требований комплекса ГТО. Теоретической и практической значимостью данной работы является реализация принципов спортивно-ориентированной подготовки студентов к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Реализованы варианты как положительного, так и рационального сочетания и последовательности легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости. Реализовано пять вариантов сочетания упражнений. Новизна работы заключается в обосновании вариантов положительного и рационального сочетания объемов, продолжительности тренировочных заданий и отдыха для подготовки студентов к сдаче нормативных требований комплекса ГТО. Методы и материалы исследования. В данной работе использованы методы анализа, сравнения, сопоставления данных анализа научнометодической литературы, результатов экспериментального исследования. Исследование проводилось в 2022-2023 учебном году с участием студентов вуза. Было организовано две группы, в каждую вошли по 20 студентов 1-го и 2-го курсов. В 1-й группе, отмеченной как экспериментальная, реализовали пять вариантов сочетания нагрузок различной направленности. 1-й вариант включал последовательное выполнение упражнений анаэробно-алактатной и анаэробной нагрузки для получения гликолитического тренировочного эффекта. 2-й вариант – анаэробно-алактатной и аэробной нагрузки для развития аэробной производительности юных легкоатлетов, на тренировочных занятиях преобладал бег с выполнением развивающих упражнений на все группы мышц. Во 2-й группе легкоатлеты тренировались с включением продолжительного бега в равномерном темпе с последующим возрастанием как объема, так и интенсивности. В 3-й вариант тренировки были включены упражнения ОФП и равномерный бег. Для выявления стоимости применяемых беговых нагрузок на беговых дистанциях (1, 2, 3, 4, 5 км.) в экспериментальной группе легкоатлетов проведено определение интенсивности бега на стандартной дистанции 1000 м. Получены результаты контрольного тестирования при реализации различных вариантов построения тренировочных комплексов на развитие выносливости. Результаты. Проведено тестирование физической подготовленности с использованием контрольных тестовых упражнений, таких как бег на 20 м с ходу; бег на 60 м с низкого старта; бег на 500 м и 1000 м; прыжок в длину с места; тест на определение гибкости в виде наклона; метания ядра весом 3 кг на дальность. Заключение. Реализация трех вариантов тренировочных воздействий показала повышение физической работоспособности, адаптации к длительным тренировочным воздействиям. Легкоатлеты, у которых реализованы три варианта тренировочных воздействий, по всем показателям в контрольных тестах превосходили легкоатлетов контрольной группы.
Ключевые слова:
студенты, выносливость, требования комплекса ГТО, легкая атлетика