Уточнение особенностей развития физической культуры в учебных заведениях Санкт-Петербурга ХVIII века в ходе реформ в области просвещения

Авторы:

Колосова Е.М., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0000-0002-6405-5112, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Фокин А.М., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0000-0002-7976-4980, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пугачев И.Ю., Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, ORCID: 0000-0003-3849-2322, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В работе отмечается, что экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Условия требовали от Петра I| принять меры к укреплению государственного устройства, усилению армии, проведению реформ в области экономики и культуры; что степенно реализовывалось и в кластере физического воспитания. Целью работы являлось верификация исторических событий в отношении особенностей развития физической культуры в учебных заведениях Санкт-Петербурга ХVIII века во взаимосвязи с реформами в области просвещения. Материалы и методы: использовались: ретроспективный анализ, синтез, «сжатия информации». В искомый период Российская империя отставала от западноевропейского развития. Результаты. При правлении Екатерины II сдвиг в сторону физического воспитания был более существенен; оно появилось не только в шляхетных кадетских корпусах, но и в институтах благородных девиц и им подобных воспитательных заведениях. К числу основных средств физической культуры в учебных заведениях Санкт-Петербурга ХVIII века следует отнести: гимнастику, верховую езду, плавание, катание в парке с ледяных горок, фехтование. Заключение. В результате преобразований правительства Петра I в России утвердилась абсолютная монархия, были созданы современная армия и военно-морской флот, экономическая политика обеспечила рост промышленности и торговли. При Петре I основное внимание физическому воспитанию было уделено только в военных учебных заведениях: Морской академии, Сухопутном шляхетном корпусе. Научная новизна. Уточнено, что физическое воспитание обучающихся в искомой ретроспекции было концентрированно направлено на самосовершенствование, гармоничное развитие личности молодого поколения, с акцентом развития кондиций будущего воина. Практическая значимость. Результаты исследований вызывают необходимость усиления сознательности обучающихся и воздействий педагогов на функцию «самовоспитания».

Ключевые слова:

Российская империя, физическое воспитание, учебные заведения Санкт-Петербурга, ХVIII век, ретроспекция, тенденция развития.

Скачать полный текст статьи