Профессиональное долголетие педагогов: психолого-педагогические аспекты рассмотрения проблемы
Авторы:
Костюнина Л.И., Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск, Россия, ORCID: 0000-0003-1551-6838, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Быстрова О.Л., Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск, Россия, ORCID: 0000-0002-5774-3636,Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Постнов Ю.М., Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск, Россия, ORCID: 0000-0002-5535-109Х, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Катенков А.Н. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск, Россия, ORCID: 0000-0002-0866-9265, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
В статье рассмотрена актуальная проблема демографического старения населения России, а также факторы и условия, способствующие сохранению активного профессионального долголетия педагогов. Материалы и методы. Достижение цели исследования обеспечивалось применением комплекса методов: анализ нормативных документов и научно-методической литературы, опрос, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В констатирующем педагогическом эксперименте принимали участие преподаватели ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». Результаты. В ходе исследования проанализированы психолого-педагогические аспекты повышения профессиональной работоспособности и продуктивности труда педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, выявлены факторы и предпосылки, обусловливающие сохранение продуктивного профессионального долголетия педагогов. Представлен анализ кадрового обеспечения педагогических вузов на примере ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова», проведен опрос по выявлению неблагоприятных факторов, которые могут оказать негативное влияние на желание педагогов и дальше продолжать свою педагогическую деятельность; оценки их психосоматического здоровья. Раскрыто содержание организационно-методических подходов к разработке методики занятий оздоровительной физической культурой женщин-преподавателей 50-65 лет на основе применения средств фитнеса, стриминговых технологий, организации групповых и индивидуальных занятий. Заключение. По результатам выполненного исследования представлено обоснование необходимости разработки комплексной программы сохранения творческого и профессионального долголетия женщин-преподавателей от 50 лет и старше с использованием современных средств стимулируемой двигательной активности с учетом индивидуальных показателей физического и психологического здоровья. Научная новизна исследования состоит в выявлении факторов и предпосылок обусловливающих сохранение продуктивного профессионального долголетия педагогов; обосновании необходимости организации стимулируемой двигательной активности как средства поддержания работоспособности и сохранения психосоматического здоровья педагогов. Практическая значимость. Выявленные организационно-методические подходы к использованию современных средств стимулируемой двигательной активности обусловливают возможность разработки методик оздоровительной тренировки женщин-преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста, обеспечивающих их профессиональное и творческое долголетие.
Ключевые слова:
педагог, профессиональное долголетие, педагогическая деятельность, здоровье, профессиональное выгорание, предпенсионный и пенсионный возраст, физическое и психологическое здоровье, женщины-преподаватели.