Пути повышения результативности обучающихся старших классов во всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре

Авторы:

Кулешов Р.С., Башкирский государственный университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия, ORCID: 0000-0002-3722-4273, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Данилов Е.В., Башкирский государственный университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия, ORCID: 0000-0002-0470-1547, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ямилева Р.М., Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Россия, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В статье представлены результаты педагогического исследования, направленного на повышение уровня подготовленности обучающихся к теоретикометодическому этапу Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Для достижения более высоких показателей была разработана программа, направленная на углубленную подготовку и освоение дополнительного учебного материала, соответствующего программам проведения Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Содержание программы предусматривало изучение различных разделов школьной программы по физической культуре как теоретической, так и практической направленности. Разработанная программа включала в себя разделы из таких дисциплин как: теория и методика физического воспитания, теории спортивных соревнований, теория и методика избранного вида спорта. Каждый из разделов для более эффективного усвоения был адаптирован под школьный контингент. Данные разделы не входят в школьную программу по физической культуре, однако позволяют школьникам получить более обширные знания в процессе теоретической подготовки к олимпиаде. Данный подход позволил сформировать более эффективные пути повышения компетентности школьников в области физической культуры, чем и обусловливает новизну работы. Практической значимостью работы является то, что предложенный инструментарий может быть применен учителями физической культуры в целях формирования у обучающихся новых знаний о феномене физической культуры, что обеспечит условия для формирования здоровой и гармонично развитой личности. Применение материалов исследования позволит учителям физической культуры обеспечить системный эффект в подготовке обучающихся к теоретико-методическому этапу Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Также полученный теоретический и эмпирический материал имеет значение для разработки содержания курса по подготовке школьников к Олимпиаде по физической культуре и может быть использован в работе учителей общеобразовательных школ. Материал и методы исследования. Исследования проводилось на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В исследовании приняли участие 28 школьников 9-11 классов, участвовавших на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в предыдущем учебном году. Результаты. Разработана программа, направленная на углубленную подготовку и освоение дополнительного учебного материала, соответствующего программам проведения Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Определены разделы программы, включающие в себя теоретический материал, изучаемый преимущественно в специализированных образовательных учреждениях. Теоретической подготовке было определено более 50% времени от общего количества занятий, проводимых как форме очных занятий, так и онлайн. Заключение. В результате проведения педагогического эксперимента, с применением разработанной программы, подготовки к теоретикометодическому туру Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре был выявлен прирост баллов в показателях сформированности требуемых компетенций, что свидетельствует об эффективности применения разработанного материала. Для повышения уровня подготовленности и повышения результативности обучающихся, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре необходимо увеличить объем времени, направленного на теоретическую подготовку до 50% от общего объема времени.

Ключевые слова: олимпиада по физической культуре, школьники, теоретическая подготовка, программа.

Скачать полный текст статьи