Сравнительный анализ динамики физического развития студентов первых курсов вузов (на примере двух разных регионов России)

Авторы:

Шеенко Е.И., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия, ORCID: 0000-0003-0590-8782, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Болтовский А.Ю., Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, ORCID: 0009-0008-9350-5724, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подольская О.В., Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Россия, ORCID: 0000-0002-2665-4435, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Хахо З.Х., Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, ORCID: 0009-0000-9340-0537, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В статье представлены результаты наблюдений динамики ряда основных показателей фи-зического развития студентов – первокурсников ведущих вузов двух различных по кли-матогеографическим условиям регионов – сибирского и южного регионов. Анализ лите-ратуры показал, что изучение состояния здоровья, важными параметрами которого явля-ются показатели физического здоровья, с последующей коррекцией имеющихся отклоне-ний и профилактикой возможных негативных ситуаций, выступают одними из приори-тетных направлений физического воспитания в вузах. Вместе с тем не обнаружено работ, в которых бы предпринимались попытки сравнительного анализа физического развития студентов из вузов разных регионов нашей страны, отличающихся климатогеографиче-скими, национально-этническими, региональными и др. условиями. Все эти особенности, несомненно, должны найти отражение на особенностях развития, в том числе и физиче-ского развития обучающихся в вузах. Цель работы заключается в оценивании в течение одного учебного года некоторых показателей физического развития с последующим сравнительным анализом динамики этих показателей у юношей – студентов первого кур-са вузов двух регионов нашей страны. Практической значимостью работы выступает возможность использования полученных результатов анализа различных соматометриче-ских, физиометрических и соматоскопических показателей с целью повышения качества физического воспитания студентов вузов с опорой на выявленные недостатки в физиче-ском развитии обучающихся. Научная новизна исследования заключается в получении новых знаний при анализе динамики показателей физического развития у студентов ву-зов разных регионов, отличающихся климато-географическими, национально-этническими и др. особенностями. Выявлены существенные различия в соматометриче-ских (весоростовых) и физиометрических (состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы) показателях у студентов вузов двух регионов за явным преимуществом студен-тов сибирского региона. Материал и методы. В исследовании были за-действованы юноши – студенты первых курсов трех вузов Алтайского края (n=726) и двух вузов Краснодарского края (n=533), показатели физического развития которых оце-нивались в динамике в течение одного учебного года. В качестве исследуемых показате-лей физического развития выбор был сделан в пользу наиболее распространенных в практике наблюдений соматометрических (рост стоя; ширина плеч; окружность грудной клетки в покое; окружности плеча и талии, масса тела), физиометрических (жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений, задержка дыхания на вдохе, становая и кистевая динамометрии), а также соматоскопических (процентный показатель подкожной жировой массы) показателей, не требующих какойлибо специальной подготовки препо-давателей или сложного оборудования. Также был использован метод индексов, для оце-нивания крепости телосложения (по Пинье), пропорциональности телосложения, весоро-стовых характеристик (по Кетле), становой и силовой показателей. Результаты. Резуль-таты входного контроля показали, что состояние физического развития на момент по-ступления студентов в вуз по большинству показателей далек до нормативных требова-ний. В процессе годичного исследования у студентов вузов обеих регионов обнаружена положительная достоверная динамика практически по всем оцениваемым показателям физического развития, однако студенты вузов Алтайского края в одиннадцати из двена-дцати показателей превосходят студентов вузов Краснодарского края. В заключении ис-следования выявлены существенные различия в пользу сибирских студентов, которые более всего превосходят ровесников из южных регионов в физиометрических показате-лях, характеризующих крепкое здоровье: в жизненной емкости легких на 497,7 мл, в по-казателе частоты сердечных сокращений на 12,4 уд/мин, во времени задержки дыхания на вдохе на 18,9 сек. Студенты южного региона лишь в силе кисти превосходят своих си-бирских сверстников на 2,2 кг. Заключение. Сделан вывод о необходимости коррекции школьного физического воспитания, а также на повышение качества врачебного кон-троля физического состояния школьников, которое должно иметь обратную связь со все-ми субъектами образовательного процесса. Результаты исследования позволяют утвер-ждать о хорошо отлаженном процессе физического воспитания в вузах, но, вскрывается необходимость систематизировать врачебно-педагогический контроль за состоянием фи-зического развития обучающихся вузов с целью своевременного контроля динамики его показателей.

Ключевые слова:

физическое развитие, студенты, сравнительный анализ, метод индексов, соматометрия, физиометрия, соматоскопия, нормативные данные.

Скачать полный текст статьи