Индивидуализация подготовки педагогов физической культуры в образовательном процессе вуза

Авторы:

Жабаков В.Е., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, ORCID: 0000-0003-0897-1840, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*

Аннотация:

Цель исследования заключается в исследовании эффективности модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры. Научная новизна исследования заключается в проектировании педагогической модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры. Практическая значимость исследования заключается в апробации и внедрении теоретических положений теории и модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры в образовательном процессе вуза в процессе организация деятельности научноисследовательской лаборатории кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта ЮУрГГПУ «Трансдисциплинарная лаборатория образовательных ресурсов в сфере физической культуры и спорта». Методы исследования: 1) Ценностный опросник Ш. Шварца [9]; 2) опросник Г. Шроу и Р. Деннисон [8]; 4) Модифицированная методика «Незаконченные предложения» 5) «Дифференциальный тест рефлексивности» (Е.Н. Леонтьев, А.Н. Осин) [7]. Для статистической обработки результатов использовались методы первичной математической статистики. Результат. В ходе проведенного исследования были определены компоненты индивидуализации подготовки педагогов физической культуры (ценностносмысловой, интенционно-экспектационный, процессуальный, рефлексивно-оценочный), а также описан критериально-диагностический аппарат реализация модели. В качестве критериев эффективности реализации модели индивидуализации нами выделены сформированность ценностного отношения к педагогической деятельности, ментальная включенность в деятельность, реалистичность экспектаций. Ценностное отношение рассматривается как вектор индивидуализации подготовки педагогов физической культуры, определяющий значимость процесса индивидуализации. Реалистичные экспектации придают ценность связи прошлое – настоящее – будущее при положительной модальности ожиданий, или обесценивают ее при отрицательной. Метакогнитивная включенность в деятельность определяется как рефлексивное включение в контроль и управление собственными познавательными процессами. Системная рефлексия является ресурсом, способствующим достижению студентами высокого уровня способности к саморазвитию и самообразованию. Заключение. В результате эмпирического исследования нами выявлено, что уровень ценностей на уровне нормативных идеалов более стабилен и отражает базовые представления студентов. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы выявлены статистически значимые изменения критериев эффективности реализации модели индивидуализации в экспериментальной группе. Таким образом, внедрение модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры является эффективным и практически значимым.

Ключевые слова:

подготовка педагогов физической культуры, индивидуализация, образовательный процесс вуза.

Скачать полный текст статьи