Экспектационный подход к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры

Авторы:

Жабакова Т.В., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, ORCID: 0000-0001-9947-5505, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Игнаткин Ю.И., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, ORCID: 0000-0002-3844-8121, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Цель исследования - обосновать эффективность внедрения экспектационного подхода к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры. Практическая значимость исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке диагностического инструментария, позволяющего описать содержание экспектационного подхода и проектировании индивидуальных маршрутов подготовки педагогов физической культуры на основе субъектных представлений о процессе индивидуализации и ожиданий, определяющих модальность этого процесса. Методы исследования: при измерении параметров, характеризующих эффективность внедрения экспектационного подхода основным методом исследования стал метод контент-анализа эссе на тему «Реализация индивидуальности человека- личности в жизни и в процессе обучения в вузе». В соответствии с логикой контент-анализа были выделены категории и маркеры представлений педагогов физической культуры о процессе индивидуализации, зафиксированные в форме единиц текста, характеризующих конструкт «индивидуализация». Для исследования экспектаций применяли модифицированную методику «Незаконченные предложения» для исследования экспектаций. Методика «Незаконченные предложения» относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений, отражающих основные сферы ожиданий субъектов. Результат. Результаты первого эмпирического этапа опытноэкспериментальной работы позволяют сделать вывод, что процесс индивидуализации в представлениях студентов определяется положительными по модальности экспектациями. Реализация индивидуальных ожиданий и потенциальных возможностей в представлениях респондентов представлена как полностью самостоятельный, не зависящий от других людей, событий и обстоятельств. На основании эмпирических результатов исследования на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами были спроектированы индивидуальные образовательные маршруты подготовки педагогов физической культуры: атрибутивный (направлен на реализацию ожиданий, связанных с процессом индивидуализации, типа «ситуация – результат»), каузальный (направлен на реализацию ожиданий, связанных с процессом индивидуализации, типа «действия – результат»). Заключение. С позиции экспектационного подхода как методологической основы проектирования ИОМ подготовки педагогов физической культуры ожидания (экспектации) рассматриваются как «смысловое ядро» подготовки будущих педагогов. Результат реализации экспектационного подхода к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов заключается в моделировании процесса подготовки педагогов физической культуры на основе «ожидаемой ценности результата» и «ожидаемого процесса достижения результата».

Ключевые слова:

индивидуальный образовательный маршрут, экспектационный подход, подготовка педагогов.

Скачать полный текст статьи